- ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии - http://dalenergy.ru -

«Зеленый свет» успешной карьере

Posted By tany On 01.07.2004 @ 5:22 дп In Кадры | No Comments

Психолог-консультант, аудитор, оценщик, менеджер, инженер-энергетик… Любую из этих специальностей, а также массу других, современных и востребованных, можно сегодня получить в Институте повышения квалификации при Дальневосточном государственном университете путей сообщения, причем вдобавок к уже имеющемуся багажу высшего образования. Здесь ежегодно проходят переподготовку свыше 4000 специалистов предприятий региона. Недавно новенькие дипломы были вручены 17 слушателям института с далекой Камчатки, кстати, осваивали они сложную программу без привычных профессорских лекций, с помощью компьютера.
Динамичный ритм магистрали, постоянно меняющаяся техника, новые технологии на транспорте — не это ли заставляет совершенствовать учебный процесс и разрабатывать программы не только для студентов, но и для состоявшихся профессионалов? С таким вопросом наш корреспондент Татьяна Климова обратилась к первому проректору ДВГУПСа профессору Сергею Иванилову и директору Института повышения квалификации вуза доценту Валерию Соколову.

Сергей Иванилов: Все это так. Но мне хотелось бы вспомнить одно приятное и важное событие, кстати, многие хабаровчане были его свидетелями: на днях в стенах нашего университета проходило «Зеленый свет» успешной карьере [1]торжественное собрание, посвященное вручению Дальневосточной железной дороге свидетельства за первое место в отраслевом соревновании. Мы были горды, я имею в виду сотрудников университета, успехами родной магистрали, потому что 90 процентов специалистов инженерного корпуса дороги — это наши выпускники. И успехи этого коллектива — это и наши успехи.
Сегодня железнодорожный транспорт на пороге больших перемен. До недавнего времени мы в какой-то степени переживали, что произойдет акционирование железнодорожного транспорта и железные дороги не особенно будут нуждаться в новых кадрах, а оказалось наоборот: реструктуризация, реформы как никогда потребовали прилива свежих сил, и мы это почувствовали. Сегодня Дальневосточной железной дороге требуются высококлассные специалисты-руководители с большим опытом работы и современным мышлением, новаторы, смело идущие на большие перемены в производственной сфере, поэтому крайне важна переподготовка инженерного и управленческого персонала. Все меняется буквально на глазах, движется со скоростью локомотива, внедряется новая техника, новая технология…
Корр.: И в связи с этим, Валерий Борисович, перед сотрудниками вашего института стоит весьма серьезная задача.
«Зеленый свет» успешной карьере [2]Валерий Соколов: Прямо скажу, система подготовки, которая у нас отработана, инертна: учится студент, через пять лет мы его выпускаем, затем год-два ему надо стажироваться. А вот система повышения квалификации решает очень важные вопросы, еще раз заострю ваше внимание, подготовки нужных кадров за сравнительно короткий срок. Буквально за пару месяцев на базе уже имеющегося высшего образования мы посредством программы профессиональной переподготовки даем человеку новую специальность и возможность работать в новой сфере деятельности.
Корр.: Подробнее о программах расскажите, пожалуйста.
В. С.: Сегодня мы реализуем 14 программ. Успешно закончившим курс выдаем дипломы государственного образца о профессиональной переподготовке на базе высшего образования. Этот диплом дает право ведения нового вида деятельности.
Программы эти осуществляются по очно-заочной форме, причем сейчас мы активно внедряем по просьбе заказчиков (а заказчик всегда прав!) элементы дистанционного обучения с тем, чтобы повысить качество и в то же время уменьшить время отрыва специалиста-руководителя от производства. Это устраивает всех. Что касается тематики программ, то их невозможно все перечислить — они затрагивают многие приоритетные направления рыночной экономики и техники. Этого, как сказал Сергей Андреевич, жизнь требует, потому что идет интенсивное обновление техники, самой системы управления производством. В прошлом году 4035 слушателей прошло подготовку, в этом году только за 4 месяца — полторы тысячи, то есть наращиваем темпы, потому что потребность, мы видим, на самом деле большая.
Корр.: Не случайно вы выбрали удобную форму занятий, когда можно сочетать лекции в аудиториях и выполнение контрольных работ, ведь слушатели ваших курсов в большинстве своем живут и работают в разных местах вдоль протяженной магистрали. Но лучше всего — дистанционное обучение, не так ли? Подготовил курсовую и отправил через Интернет! Или с помощью компьютера ответил на вопросы теста.
B.C.: Да, вы правы. Мы сейчас активно используем дистанционную форму обучения. В университете есть Центр дистанционного обучения, и мы у себя в институте буквально месяц назад ввели такую практику. В отдаленных районах, а начали мы с Камчатки, стоит сервер, на который сбрасываем материалы, начиная с самой программы, теоретическую часть, тесты. Любой заказчик, который обучается, выходит к нам в сеть, берет материалы, изучает и сдает экзамен при помощи компьютера. И по результатам его выдается соответствующий документ. Вот мы провели с Камчаткой такой сеанс, обучили там пока 17 человек, но очень удачно, получили благодарность от руководства предприятий, что помогли обеспечить учебный процесс. И вы знаете, когда мы использовали методы дистанционного обучения, анализировали с позиций качества, вначале это вызывало сомнения. Но сейчас мы в них уверены и завтра перейдем именно на эту форму обучения, потому что лекции для производственников не дают той отдачи, которой бы хотелось. Люди отвыкли слушать долгое время, сидя в аудитории. А когда берут материал в электронном виде, эффект значительно выше.
Корр.: Можно всегда вернуться к этому материалу, еще раз его посмотреть, осмыслить, а за профессором на лекции не всегда успеешь записать…
B. С.: Совершенно верно. Интересные есть формы, которые мы сейчас внедряем широко не только в Институте повышения квалификации, но и в университете в целом.
Корр.: Сергей Андреевич, вы тоже за такую форму обучения специалистов?
C. И.: Да, и у нас для этого есть очень хорошая информационная база. При организации и проведении занятий институт использует практически весь учебно-производственный комплекс университета, в состав которого входят 13 учебных подразделений (факультеты, институты, департамент), 45 кафедр, целый ряд научно-исследовательских лабораторий, богатая научно-техническая библиотека. Но я хочу сказать и о другом. Валерий Борисович тут с таким пафосом рассказывал о системе повышения квалификации, о ее всевозможных достоинствах, а у меня-то душа болит. Почему? Если большая потребность в переобучении, значит, мы в чем-то не дорабатываем.
Корр.: Просто жизнь не стоит на месте, реформы идут, техника обновляется…
С.И.: И это своеобразная обратная связь, требующая усовершенствования образовательных программ. Вот, для примера, в нашем федеральном округе есть программа развития транспортной сети. Надо готовить хороших специалистов по строительству железных дорог, по изысканиям и по механизации путевых строительных работ. Значит, надо менять программы, совершенствовать методы обучения и осваивать новую технику. На Дальневосточной магистрали сейчас внедряется движение тяжеловесных поездов. Большие расстояния пересекают поезда весом 6 тысяч тонн, а уже есть предложение увеличить и эти весовые нормы. А здесь непростой профиль, требуется решение организационных проблем, связанных с вагонами, локомотивами, с техническим содержанием. И, следовательно, надо перестраивать учебный процесс в этом направлении. Внедряются волоконно-оптические линии связи для информатизации управления процессом перевозок. Надо готовить специалистов и для этой сферы. Подчеркиваю, мы занимаемся фундаментальной подготовкой. И не только специалистов для железнодорожного ведомства, но и менеджеров, финансистов, перечень специальностей можно продолжить. А еще я хочу заострить ваше внимание на такой важной проблеме, как энергосбережение. Есть даже федеральный закон и постановление губернатора края «Об основных мероприятиях энергосберегающей политики». Так вот у нас есть курс, рассчитанный на специалистов в этой области. Это и персонал ЖКХ, и работники, ведущие строительство зданий и сооружений, те, кто эксплуатирует топливно-энергетические установки и объекты электроэнергетики. В курсе для них поднимаются вопросы энергоаудита, учета топлива и электрической энергии, воды и газа. Особая роль отведена энергосберегающим технологиям и мероприятиям.
Корр.: А какое дополнительное образование может получить, скажем, инженер-путеец или инженер-строитель?
B. С.: Мы в этом году впервые предложили студентам 5-го курса во время дипломного проектирования прослушать курс лекций и получить дополнительную профессию. И после окончания вуза и защиты диплома у них появляется возможность иметь еще одно образование. Мы думаем, это значительно повысит востребованность наших выпускников. Представьте себе, на производство придет молодой инженер вдобавок еще с образованием экономиста или финансиста. Это как раз то, чего требует жизнь.
C. И.: Вот, скажем, инженер-технолог, толковый работник, он в резерве на выдвижение, проявил себя на производстве в том, что имеет склонность к управлению. Его включили в «Систему карьеры на транспорте», и его нужно обучить методам управления коллективом. Или мы подготовили специалиста по железнодорожному пути и строительству (сейчас ведь внедряется лицензионная техника по механизации и автоматизации тяжелых путевых работ), мы этого инженера приглашаем и учим работать на этой технике, чтобы он мог ею уверенно управлять на современном технологическом уровне автоматизированного производства.
Корр.: Можно ли сказать, что в крупных центрах— во Владивостоке, Хабаровске — специалисты лучше подготовлены, чем, скажем, где-нибудь на периферии или сейчас есть возможность пополнить свои профессиональные знания каждому?
С. И.: Это очень интересный вопрос. Во-первых, надо подготовить специалиста, чтобы он мог иметь глубокие прочные знания независимо от того, где он живет и работает—в крупном центре или же в провинции. Железнодорожный транспорт — это специфическая отрасль, где требуются высокие профессиональные знания, высокая организованность и дисциплина, неважно, где ты трудишься — в Ургале, Тынде, Высокогорной или в Хабаровске. У нас есть система отбора и подготовки молодежи на довузовском уровне, чтобы ребята из отдаленных железнодорожных поселков готовились к поступлению в вуз. Потом мы их учим, и они возвращаются в родные места на работу. Из руководящего состава ДВЖД большинство специалистов начинали самостоятельную деятельность именно на линии. Проявил себя как специалист, как организатор производства, и тебя приглашают для работы в управлении ДВЖД в Хабаровске.

Дополнительную информацию можно получить в Институте повышения квалификации ДВГУПС.
Адрес: г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, учебный корпус №2, ауд. 3135.
Контактный телефон: 35-95-14, факс: 64-73-65, e-mail: IPK@festi.khv.ru


Article printed from ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии: http://dalenergy.ru

URL to article: http://dalenergy.ru/2004/07/9444/

URLs in this post:

[1] Image: http://dalenergy.ru/2004/07/9444/ivanilov-2/

[2] Image: http://dalenergy.ru/2004/07/9444/sokolov-3/

Copyright © 2011 ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии. All rights reserved.