По сорока с лишним направлениям ведутся научно-исследовательские работы в Дальневосточном государственном университете путей сообщения. Экономический эффект в шесть раз превышает затраты, связанные с проведением исследований и внедрением разработок ученых университета. Тему комментирует Юрий Анатольевич Давыдов, проректор по научной работе ДВГУПС, доктор технических наук.
- Если говорить на языке цифр, то в минувшем году мы выполнили хоздоговорные работы и провели научные исследования на сумму около 70 миллионов рублей. В вузовском научном портфеле разработки различного рода — от проектирования и изыскательских работ до разработки и внедрения в производство самых новейших, передовых технологий, приборов и оборудования. Причем следует сказать, что эти технологии и оборудование применимы не только на железнодорожном транспорте. Конечно, железные дороги — наш основной заказчик, и прежде всего мы сотрудничаем с ее структурами и организациями.
Тем не менее вузовские проекты имеют многофункциональные аспекты, предназначенные и для других сегментов рынка. В первую очередь это строительство. Приведу несколько примеров. Железнодорожная насыпь и основание автомобильных дорог мало чем отличаются. У нас есть прекрасная разработка, которая родилась на кафедре «Железнодорожный путь, основание и фундаменты», позволяющая определить состояние и структуру земляного полотна. Этот оригинальный метод может стать палочкой-выручалочкой для строительных подразделений при проведении работ нулевого цикла и последующей безаварийной эксплуатации зданий и сооружений. Это ли не важнейшая задача обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях, когда мы видим тяжелые последствия обрушения зданий! Ведь в зоне вечной мерзлоты, где строится немало важных и сложных объектов, порой трудно предсказать, как поведут себя грунты. Да и на южных участках немало мест заболоченных, с подвижным или скальным рельефом.
В стенах университета создан центр, который давно и успешно занимается отделочными материалами. Ряд зданий города Хабаровска и края были облицованы материалами, апробированными в этом центре, например, красавец-собор на Комсомольской площади, здание управления ДВЖД.
Или взять насущную для Хабаровска проблему питьевой воды. Ученые кафедры гидравлики и водоснабжения под руководством доктора технических наук Льва Дмитриевича Терехова занимаются проблемами очистки. Заключены долгосрочные договоры университета с горводоканалом. Серьезные наработки имеются также по очистке стоков промышленных предприятий. А научные исследования, связанные со строительством и эксплуатацией водопроводов на Севере и в районе БАМа, принесли неоценимую пользу жителям многих отдаленных поселков.
Если говорить об инновационных проектах, то здесь также есть неплохие результаты, хотя они предполагают более емкий цикл работы. Это ведь не только НИОКР, но и разработка опытного образца, создание бизнес-структуры, выпуск конечной продукции. Такие проекты у нас уже имеются и приносят ощутимый результат. На базе нашего университета созданы и продолжают создаваться хозрасчетные предприятия. В частности, центр «Академресурс» под руководством Дмитрия Вячеславовича Блюма. С одной стороны, это научная лаборатория, а с другой — предприятие, ведущее малоэтажное домостроение. Это яркий пример как раз инновационных технологий. А все зарождалось в стенах нашего университета!
Университет традиционно решает триединую задачу: ведет подготовку специалистов, переподготовку и повышение их квалификации. Все это сегодня невозможно организовать без серьезной научной базы. Ни один студент не придет в вуз, где нет высококвалифицированных преподавателей, профессоров и докторов наук. У нас крепкий кадровый персонал: около 70 докторов наук, более 350 кандидатов наук при общей численности преподавателей свыше 600 человек. Процент «остепененности», если можно так выразиться, — 65%! В рамках университета открыт и успешно действует Институт повышения квалификации под руководством Валерия Борисовича Соколова.
Учебный процесс подкреплен солидной материальной базой. Я уже не говорю о компьютерах. Сегодня, на мой взгляд, поднимать эту тему уже стыдно: если большинство студентов имеют компьютеры дома, то передовой вуз просто обязан быть оснащенным по последнему слову науки и техники. Мы пошли дальше и, кроме залов с вычислительными машинами в стенах университета, оборудовали компьютерные классы в общежитиях. А уж те преподаватели, которые вплотную занимаются научными исследованиями, имеют вычислительную технику самого последнего поколения. На профильных кафедрах есть все необходимое для научного поиска. Многие выпускающие кафедры, и в первую очередь кафедры железнодорожного цикла, оснащены специализированными компьютерными классами, где применяется современное программное обеспечение, используемое на железной дороге. Имеются также программы, позволяющие проводить научные исследования.
Серьезное внимание мы уделяем студенческой науке. Наши студенты выигрывают олимпиады, участвуя практически во всех их номинациях. Это касается и конкурса молодых ученых, проходящего под эгидой губернатора края. Студенты активно участвуют в поисковых научных исследованиях, ведут работу по хоздоговорной тематике вместе со своими наставниками-профессорами.
Поскольку ваше издание связано с энергетикой, расскажу о наших последних разработках в этой области. Вообще, сегодня энергосберегающие технологии ставятся во главу угла. И любой проект так или иначе рассматривается с точки зрения энергоемкости. В университете создана лаборатория контроля качества электроэнергии. Возглавляет ее проректор, доктор технических наук Борис Евгеньевич Дынькин. Ученые лаборатории предложили производственникам уже немало оригинальных решений. Другой пример. Электровозы – мощные потребители электрической энергии и работают в очень специфических условиях. На локомотиве есть специальное оборудование, так называемые выпрямительно-инверторные преобразователи, которые влияют на качество электроэнергии. Поэтому одной из задач наших ученых является контроль качества электроэнергии. А вторая задача — добиться того, чтобы железнодорожный транспорт был менее энергоемким и электровозы при рекуперации отдавали в сеть электроэнергию с характеристиками, не позволяющими ухудшать ее качество в сети.
Целый ряд научно-исследовательских работ как раз связан с усовершенствованием как самих преобразователей, так и с их системой управления. Ряд проектов касается непосредственно инфраструктуры железнодорожного транспорта. Локомотивные и вагонные депо, предприятия путевого хозяйства – солидные энергопотребители. Вопросы энергоаудита для них особенно актуальны. Поэтому мы совместно с Дальневосточной железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» создали центр «Энергоаудит», который занимается вопросами контроля расхода всех видов тепловой и электрической энергии. Естественно, с целью оптимизации энергопотребления. В работу центра «Энергоаудит» вовлечена большая группа ученых различных кафедр. Кстати, электровозы и тепловозы также являются мощнейшими потребителями электроэнергии и весьма дорогостоящего топлива. И то, как ведется поезд по участку, насколько оптимально расходуется его кинетическая энергия, как мы управляем тормозами, с какой скоростью осуществляется ведение поезда, напрямую влияет на энергетические показатели работы железной дороги. Это наша постоянная тематика. Учитывая сквозные технологии организации перевозочного процесса, эта проблема решается объединенными усилиями коллективов нескольких кафедр ДВГУПС, а руководителем этого научного направления является ректор нашего университета Виктор Григорьевич Григоренко.
Кроме того, мы привлечены к большому и интересному проекту, в котором генеральным заказчиком выступает ОАО «РЖД». Разработана совместная программа, объединяющая усилия ученых транспортных вузов Сибири и Дальнего Востока, выполняющих целый комплекс научных исследований для железнодорожной отрасли нашего государства. И солидная доля разработок поручена ученым Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Так что впереди у нас большие перспективы и широкое поле деятельности!