Потеряла ли актуальность эта строка Маяковского, написанная много десятков лет назад, в начале прошлого века? Удовлетворен ли спрос на рабочие профессии в экономике Хабаровского края, да и всего Дальневосточного региона? Где, в связи с приходом «большого» газа в наш край, готовят будущих слесарей, электрослесарей, сварщиков и других специалистов по ремонту и эксплуатации газового оборудования? Кто возьмет на себя задачу подготовки рабочих кадров для нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Дальний Восток»? И, наконец, какие задачи стоят в настоящее время перед учреждениями начального профессионального образования?
На эти и другие вопросы корреспондента журнала «Дальневосточный энергопотребитель» отвечает первый заместитель министра образования Хабаровского края, начальник управления начального профессионального образования, доктор педагогических наук Федор Довжко.
- В 2005 году системе начального профессионального образования Хабаровского края исполнилось 65 лет. Не стану много говорить о том, какой вклад в экономику страны вносило профтехобразование на протяжении всех лет своего существования, чем были школы ФЗУ, многочисленные и многопрофильные ремесленные училища для мальчишек 40-50-х годов. Во многом благодаря тому вихрастому поколению страна подымалась из руин, восстанавливались заводы и фабрики, ковалась заново экономика страны. Да что там экономика! Выковывался сам характер этих людей. Несгибаемый. Отважный. Мужественный! Почему, спросите вы, я опять, через столько лет, вспоминаю о том суровом времени? Да потому, что и в 90-е годы, и в двухтысячные, уже в новом веке, наше государство вновь переживает переломный момент. Но как бы ни был тяжел переход на рыночные рельсы, уверен: и во времена экономических потрясений и кризисов необходимо думать о подготовке рабочих кадров, продолжать эту работу во что бы то ни стало! Это прежде всего великая социальная задача. С другой стороны, образование – это вложение средств в будущее страны.
Корр.: И все-таки на первое место вы поставили социальную роль учреждений начального профтех-образования…
— Разумеется! Ведь они обеспечивают социальную защиту обучающихся через получение ими рабочей профессии, что позволяет только-только вступающему в жизнь молодому человеку или девушке найти верные ориентиры во взрослом мире, безболезненно пройти адаптацию в нем. И все же что нас постоянно подстегивает к поиску новых возможностей взаимовыгодного сотрудничества с промышленностью? Что заставляет искать заинтересованных в кадровом обновлении предпринимателей, заключать договоры, в основе которых принципы социального партнерст-ва? Прежде всего, понимание нашей главной экономической функции — мы призваны планомерно заниматься воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций, в особенности тех отраслей, которые для экономики Хабаровского края являются приоритетными.
Корр.: Федор Евдокимович, неужели на этом пути вы встречаете одни только барьеры, ведь сама экономика сегодня заинтересована в обновлении? Ей нужны свежие силы, азарт и темперамент молодых! Свежая кровь, если можно так выразиться…
— Добавлю к сказанному, что средний возраст рабочего состава (токари, слесари) в таких отраслях, как судостроение, машиностроение и металлообработка, приближается к пенсионному. Вы правы: там нужны кадры! Но в том-то и беда, что в этих отраслях последствия кризиса столь тяжелы, что до сих пор даже при заметном росте их производства развития там не происходит. Им не до стратегии, не до кадровой политики. К сожалению, ушла в прошлое сама система базовых предприятий, где ребята проходили практику. Для станочников такими заводами были «Дальэнергомаш», «Дальдизель». Однако чем больнее проблемы, тем яснее мы видим: для успешного взаимодействия и координации работы учебных заведений начального профессионального образования и предприятий нужны совместные усилия, а также понимание со стороны правительства Хабаровского края. К счастью, это понимание есть. В 2002 году было принято постановление «Об основных направлениях обеспечения экономики края кадрами рабочих профессий». Мы явились инициаторами создания краевой комиссии по прогнозированию и координации подготовки и переподготовки рабочих кадров, а также предложили создать общественные координационные советы и отраслевые секции по подготовке кадров рабочих профессий при главах администраций городов и районов края. Но этого мало! Мало и одного только понимания, что в таком деле, как подготовка кадров, важно обоюдное желание. Нужны действия!
В прошлом году заключено свыше 3200 краткосрочных и около 400 долгосрочных договоров социального партнерства. С помощью работодателей пополнились современным инструментом и оборудованием более 320 мастерских и лабораторий. На базе предприятий проводятся стажировки мастеров производственного обучения. Мы сумели так поставить дело, что ежегодно предприятия предоставляют учащимся профессиональных училищ и лицеев места для производственной практики, при этом они выплачивают стажерам зарплату, оплачивают труд наставников, обеспечивают ребят спецодеждой, инструментом, бесплатным проездом к месту работы.
Корр.: Что ж, все эти факты говорят о заинтересованности работодателя, а также о растущем его уважении к качеству подготовки кадров в системе профтехобразования. Иначе зачем ему вкладывать свои средства?
— В последнее время, действительно, уровень подготовки в наших училищах и лицеях стал выше. Именно качеству обучения мы уделяем все больше внимания. Ведь государство вкладывает огромные средства в профессиональное образование. Стоимость обучения и профподготовки одного учащегося в крае составляет около 40 тысяч рублей. Поэтому мы придерживаемся принципа: готовить именно те категории рабочих и по тем профессиям, которые востребованы в нашем крае. Деньги нельзя пускать на ветер!
Примером скрупулезной и целенаправленной работы по подготовке кадров, способствующей выбору дальнейшего трудового пути молодыми ребятами, может служить деятельность многих профтехучилищ. Среди них – училище № 25 из Комсомольска-на-Амуре. Там в последнее время сложилось тесное сотрудничество с акционерным обществом «Хабаровсккрайгаз». По заявке этого предприятия в училище была открыта новая профессия — «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования». Задача была выполнена своевременно, ведь для эксплуатации и ремонтных работ, связанных с газификацией городов Комсомольска, Амурска, поселка Солнечного, нужны не только опытные специалисты, но и молодые рабочие руки. Их нехватка может в будущем негативно сказаться на эксплуатации такого сложного и пожароопасного объекта, как газопровод Комсомольск — Хабаровск.
К сожалению, пока нам не удалось договориться с ОАО «Хабаровсккрайгаз» о том, чтобы и в краевом центре к приходу «большого» газа быть готовыми и хорошо оснащенными в кадровом отношении. Для этого нужно уже сегодня наладить обучение будущих рабочих, обслуживающего персонала в одном из училищ в Хабаровске. И возможности для этого, безусловно, есть. На основе государственных образовательных стандартов в том же Комсомольске были разработаны учебный и тематический планы, программы производственного обучения, организован поиск специалистов, способных взять на себя наставничество. Но, чтобы подготовить рабочих высокого класса, необходимы не только учебные пособия, но и современные инструменты и приборы, которыми в реальных условиях на своих рабочих местах пользуются профессионалы-газовщики.
Трудно понять позицию «Хабаровсккрайгаза», который не спешит заключить с нами договор на предоставление рабочих мест для прохождения практики, не говоря уж о трудоустройстве наших выпускников. Откуда же будут черпать трудовые ресурсы для обслуживания газопроводной системы, всех ее подразделений, цехов по транспортировке газа, других технологических участков в краевом центре? Правда, в крае уже был опыт, я считаю — не совсем позитивный, когда для достройки оборудования под сахалинские проекты в наш край были завезены вахтовики – сварщики не только из Центральной России, но и стран СНГ. Более 200 человек здесь прошли «свои университеты»: получили квалификацию, международные сертификаты, заработали деньги и… уехали.
Нынче край строит много дорог и жилья, предстоит строительство участка нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Дальний Восток». И главное – обслуживание перекачивающих станций. Опять будем надеяться на заезжих варягов? Организовывать их труд по вахтовому методу, вкладывать немалые деньги? А как же с подготовкой собственных рабочих? Ведь их не нужно завозить издалека. К тому же у них здесь корни, этот край им родной, здесь семьи, друзья и близкие, здесь жилье. Потому и будут они трудиться не в пример временщикам.
Добавлю, что с 1991 года мы ведем реформирование профессиональной подготовки рабочих кадров, делая при этом акцент на самые востребованные профессии. Мы готовим сварщиков, слесарей, электрослесарей по ремонту оборудования электростанций, слесарей КИПиА, механизаторов, экскаваторщиков. Качество обучения в профессиональных училищах № 25, 27, 14 и других оценили в подразделениях «Дальспецстроя», в ОАО «Дальмостострой», которые трудятся на строительстве газопровода. Как известно, на предприятиях ТЭКа, в большой энергетике и малой нужны высококлассные специалисты — с солидной практикой, высокими разрядами, с допусками к работе в особо опасных условиях, на высоте, с приборами под напряжением и так далее. Но начинать-то все равно нужно с самых азов! С профессиональных училищ.
Начало трудовой биографии всегда памятно. И играет в жизни человека особую роль. Хотим, чтобы Дальний Восток прирастал профессионалами, чтобы прекратился отток населения и уровень жизни людей был выше. Так давайте готовить рабочие кадры сообща!
Марина Шемчишина