Зарождавшаяся промышленность Советской Гавани и порта Ванино остро нуждалась в энергии, и было принято решение правительства о строительстве электростанции на берегу бухты Западная Татарского пролива, у ручья Нантэ.
27 мая 1935 года на пароходе «Сталинград» прибыл из Владивостока на базу Рыбкино первый рабочий десант — строительный батальон и 12 вольнонаемных граждан. Все рабочие, инженерно-технические работники и служащие разместились в палатках.
Следующей весной — в марте 1936 года — из Новороссийска в сопровождении небольшого ледокола «Давыдов» пришел пароход «Каширстрой». Транспорт доставил оборудование и строительные материалы. Разгрузка длилась 15 суток, так как ее вели вручную.
В бухте Западной приступили к строительству жилья, дело началось с трех казарм, барака ДНС, 32-квартирного барака, индивидуальных домов, общежития для ИТР и служащих. Сразу же создавались конный парк, временная электростанция и ремонтные мастерские, пирс для приема оборудования и металлоконструкций, растворный цех, гараж. Параллельно шли планировочные работы по основному объекту и закладывался главный корпус электростанции. На временной же станции были установлены два локомобиля мощностью 195 л.с. и 30 л.с. и нефтяной двигатель мощностью 75 л.с., общая установленная мощность их равнялась 220 кВт.
Условия жизни и труда на стройке были тяжелейшими, механизация работ практически отсутствовала. Основными строительными средствами стали шесть автомашин, краны «Укосины» и «Деррик», 56 лошадей, тачки, ручные пилы, ломы, лопаты, топоры, носилки и продольная пила. Тем не менее точно в установленный срок — 6 мая 1936 года — был заложен первый кубометр бетона фундамента главного корпуса. Первыми строителями станции стали Николай Федорович Замышляев, Михаил Ульянович Лисецкий, Порфирий Андреевич Большов. Начальником строительства электростанции был назначен т. Воронов.
Строительство ГЭС «ДЭСНА», начатое в 1935 году, успешно завершилось в 1938-м пуском первого турбогенератора мощностью 3 МВт. Были введены в работу два котла производительностью 12 т/час с давлением пара 17 кгс/см². Развивающаяся промышленность и население района получили электроэнергию от станции, которая вошла в систему «Дальэнерго». С пуском первого оборудования началось строительство подстанций и прокладка электросетей. Эту работу проделал коллектив строителей под руководством В.С. Кузнецова.
В 1940 году было введено в работу еще два котла марки «Бабкок-Вилькокс» и второй турбогенератор мощностью 3 МВт. Суммарная мощность станции составила 6 МВт.
После пуска ГЭС «ДЭСНА» продолжилось возведение жилого поселка, были заложены детский сад и ясли на 50 мест, столовая и клуб. До 1941 года полным ходом шло строи-тельство мехмастерской, ТМХ, котельной поселка, а также подстанций ЦРМ и подстанции № 4.
Великая Отечественная война не позволила вести дальнейшие работы на станции, и только с 1952 года удалось приступить ко второй очереди ГЭС — начавшееся строительство нового завода в городе требовало резкого увеличения выработки электроэнергии. Было принято решение о дальнейшем расширении электростанции. Проектирование было поручено московскому институту «Теплоэнергопроект». На электростанции предполагалось установить две турбины мощностью по 6 МВт каждая и пять котлов давлением 39 кгс/см², производительностью 35 т пара в час.
Строительство велось быстрыми темпами, и уже в ноябре 1953 года были введены в эксплуатацию котел типа ТС-35 и турбогенератор АП-6 мощностью 6 МВт. В январе 1954 года заработал еще один котел такого же типа, а в ноябре того же года — турбогенератор АК-6 мощностью 6 МВт. В июне 1955 года был введен третий по счету котел. В итоге мощность станции достигла 18 МВт. Электростанция сжигала сахалинский уголь, который доставлялся морским путем, выгружался на берег, а затем по узкоколейной железной дороге подавался в бункер котельного цеха.
С 1957 года значительно оживились строительные работы на культурно-бытовых объектах, были сданы Дом культуры и больничный городок, несколько жилых домов, благоустраивались улицы и дворы.
Существующей мощности для развития города и района уже не хватало, и было принято решение о дальнейшем расширении станции. Проектные работы были поручены Свердловскому отделению «Пром-энергопроекта». По плану предполагался монтаж трех котлов ТС-35У и двух турбин по 12 МВт.
В 1960 году началась реконструкция: были демонтированы три старых котла и на их месте установлены два новых, расширился и турбинный цех. В новой его части был начат монтаж турбогенератора мощностью 12 МВт.
В конце 1962 года турбина К-12-35 и два котла ТС-35У включились в работу станции. Чуть позже были убраны еще два старых турбогенератора и один старый котел. Вместо старого котла был установлен новый, а на месте прежних турбин — смонтирован турбогенератор К-12-35 мощностью 12 МВт. В декабре 1966 года новые котлы и турбина были введены в эксплуатацию, на чем развитие паротурбинной части прекратилось.
В 1971 году ГЭС «ДЭСНА» была переименована в Майскую ГРЭС, и станция вошла в энергетическую систему «Хабаровскэнерго».
В начале 70-х годов край испытывал большой дефицит электроэнергии, и в 1974 году было решено установить в районе передвижные газотурбинные установки мощностью по 2,5 МВт каждая, их арендовали у треста передвижных электростанций. Однако мощностей по-прежнему не хватало, поэтому одновременно рассматривался вопрос о строительстве нового здания электростанции и установке в нем двух стационарных газовых турбин мощностью по 12 МВт каждая. Проектирование газотурбинной части электростанции осуществляло Иркутское отделение ВНИПИ «Энергопром».
Новый корпус с одной газовой турбиной и вспомогательные сооружения были построены в 1977 году, в 1978-м введена в эксплуатацию вторая газовая турбина мощностью 12 МВт. Максимальная нагрузка в 1979 году составляла уже 55 МВт, и проблема дефицита электроэнергии была на некоторое время снята. В 1983 году была смонтирована и включена в работу еще одна газовая турбина мощностью 12 МВт. Таким образом, установленная мощность Майской ГРЭС уже составила 81 МВт.
Однако рост потребности в электроэнергии по-прежнему опережал возможности станции, поэтому в 1989 году были введены в эксплуатацию еще две газовые турбины мощностью по 12 МВт каждая. Мощность электростанции составила по ГТУ 60 МВт, по тепловой части — 36 МВт. На этом развитие Майской ГРЭС закончилось.
В 90-х годах была введена в эксплуатацию ЛЭП-220 кВ Комсомольск-на-Амуре – Селихино — Ванино. Высоковольтная линия включила Совгаванский и Ванинский районы в единую энергосистему Хабаровского края, что позволило значительно снизить нагрузку на Майскую ГРЭС. Появилась возможность вывести в резерв газотурбинные установки и значительно сократить нагрузку на паротурбинную часть станции, которая к этому времени уже нуждалась в ремонте и модернизации.
Использованы материалы
А. Тимячева