Министерство топлива и энергетики края
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
22 февраля 2006 г.
г. Хабаровск
В Российской Федерации энергоресурсосбережение комплексно стали рассматривать с середины 90-х годов и одновременно приступили к созданию законодательных актов в этой сфере. В настоящее время нормативно-правовая база не является самодостаточной для проведения полноценной государственной политики. Главный ее недостаток — это “рамочный” характер и практическое отсутствие нормативно-правовых актов прямого действия.
В 2001 году был принят краевой закон “Об энергосбережении в Хабаровском крае”. Всего энергосбережение в крае регламентирует более 15 региональных нормативно-правовых актов. В городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске и Ванинском районе приняты муниципальные нормативно-правовые акты в сфере энергоресурсосбережения.
Реализация региональных и муниципальных нормативно-правовых актов позволяет сокращать потери при выработке и транспортировке тепловой и электрической энергии, экономить бюджетные средства за счет снижения платежей по оплате потребляемых бюджетными учреждениями энергетических ресурсов и воды, создать условия и действующие финансовые механизмы для внедрения энергосберегающих технологий и мероприятий во всех сферах экономики края.
Невозможно оценивать эффективность проводимой энергосберегающей политики без учета расхода топливно-энергетических ресурсов. Хабаровский край занимает лидирующее положение в Дальневосточном регионе по оснащению объектов бюджетной сферы приборами коммерческого учета энергоресурсов и воды. Всего в бюджетных организациях края установлено более 2160 приборов и узлов учета. Оснащенность организаций бюджетов всех уровней приборами учета энергетических ресурсов на 1 января 2006 года составляет: по краевому бюджету – 98%, по местным бюджетам – 70%.
В 2004-2005 годах в соответствии с постановлениями правительства Хабаровского края от 09.02.2004 № 8-пр и от 13.05.2005 № 47-пр на объектах, финансируемых из краевого и местных бюджетов, установлено более 430 приборов учета, или 90% от установленного задания, проведено 15 энергетических обследований, что составляет 70% от планового задания. Общие затраты по краю составили 26,5 млн рублей.
Проделанная работа позволила в течение 2004-2005 годов увеличить число бюджетных организаций края, перешедших от расчетов по договорным и нормативным нагрузкам к расчетам за фактическое энергопотребление по показаниям приборов учета, и получить экономию от снижения платежей за энергоресурсы и воду в размере более 180 млн рублей.
За последние годы существенно активизировалась работа по установке узлов учета в Амурском, Ванинском, Нанайском и Солнечном районах. В то же время она недостаточно организована в Верхнебуреинском, Николаевском, Охотском и Ульч-ском районах.
В Хабаровском крае все вновь вводимые и прошедшие реконструкцию объекты строительства оснащаются приборами учета горячей, холодной воды и газа. В течение 2004-2005 годов в жилых домах квартиросъемщиками и собственниками жилья установлено 11,6 тыс. приборов учета горячей и холодной воды и 33,6 тыс. счетчиков газа. Наиболее активно установка внутриквартирных водосчетчиков и счетчиков газа производится в Амурске, Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске.
Для повышения конкурентоспособности своей продукции предприятия края проводят работу по снижению энергоемкости выпускаемой продукции.
На крупных промышленных предприятиях края стали нормой разработка и реализация программ и планов по внедрению энергосберегающих мероприятий. Инвестиции в энергосбе-режение в различных отраслях экономики края постоянно увеличиваются и в 2004-2005 годах составили около 1,3 млрд рублей, в том числе:
— на предприятиях ТЭК – 220 млн руб.;
— на предприятиях промышленности и транспорта – 280 млн руб.;
— на металлургических предприятиях – 256 млн руб.;
— на прочих предприятиях – 538 млн руб.
В результате внедрения энергосберегающих мероприятий в 2004-2005 годах в отраслях экономики края экономический эффект превысил 500 млн рублей, в том числе:
— на предприятиях ТЭК – 320 млн руб.;
— на предприятиях промышленности и транспорта – 64 млн руб.;
— на металлургических предприятиях – 75 млн руб.;
— на прочих предприятиях – 42 млн руб.
Для стимулирования внедрения энергосберегающих мероприятий в Хабаровском крае в тарифах на тепловую и электрическую энергию ОАО «Хабаровск-энерго» с 2003 года предусматриваются финансовые средства на энергосбережение.
Механизм финансирования определен в постановлениях губернатора края от 06.05.2004
№ 121 и от 13.05.2004 № 125 и позволяет осуществлять консолидацию финансовых средств для реализации энергосберегающих программ и мероприятий путем предоставления предприятиям льготного тарифа — тарифа экономического развития (ТЭР).
Консолидированные средства, образованные от разницы между действующими тарифами и ТЭР, а также привлеченные из других источников средства направляются предприятиями на финансирование энергосберегающих программ и мероприятий. Таким образом, полное финансирование энергосбережения осуществляется за счет двух источников.
В течение 2004-2005 годов в министерство топлива и энергетики обратились и представили программы по энергосбережению для получения ТЭР более 70 предприятий различных отраслей экономики края. Министерством организована работа по рассмотрению и анализу представленных материалов, экспертной оценке, подготовке заключений и материалов на заседания комиссии по рассмотрению энергосберегающих мероприятий.
На заседаниях комиссии по предоставлению ТЭР льготный тариф в 2004 году предоставлен пяти, в 2005 году — 22 промышленным предприятиям края с высоким уровнем энергетической составляющей в себестоимости выпускаемой продукции, имеющим важное значение в экономике края.
Всего за 2004-2005 годы предприятиями, получившими льготный тариф на внедрение энергосберегающих мероприятий, инвестировано в энергосбережение около 400 млн рублей, в том числе из средств ТЭР — около 200 млн рублей.
Практика показала эффективность и действенность данного механизма финансирования энергосбережения. В настоящее время продолжается поиск других возможностей и инструментов экономического стимулирования энергосбережения.
В ОАО «Хабаровскэнерго» ежегодно утверждаются и реализуются программы по энергосбережению. В 2005 году было запланировано внедрение 34 мероприятий на сумму 162 млн руб. Фактически выполнено 24 мероприятия. Затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий составили 86 млн руб. Получен экономический эффект в размере 93 млн руб. Остальные мероприятия находятся в стадии реализации, их выполнение по различным причинам перенесено на 2006 год. Основная причина — недостаток финансирования.
В рамках реализации программы в 2004-2005 годах проводились энергетические обследования объектов энергосистемы. В 2005 году завершено энергетическое обследование ХТЭЦ-1, проводятся энергетические обследования КТЭЦ-3, филиала «Хабаровская теплосетевая компания» ОАО «Хабаровскэнерго», СП «Северные электрические сети» и СП «Центральные электрические сети» филиала «Распределительная сетевая компания» ОАО «Хабаровскэнерго», ОАО «Хабаровская производственно-ремонтная компания». По результатам энергетических обследований составляются энергетические паспорта объектов энергетики и разрабатываются планы энергосберегающих мероприятий.
Несмотря на некоторое снижение, в ОАО «Хабаровскэнерго» остаются высокими потери энергии: в 2005 году они составили 22,09% от отпуска в сеть (в 2004 году – 23,2%). В абсолютном значении потери снижены на 57,6 млн кВт•ч, что в процентном отношении составляет 1,11%. В структуре общих потерь значительную долю составляют коммерческие потери.
В ОАО «Хабаровскэнерго» потери тепловой энергии в 2005 году составили 27,22% от отпуска в сеть (в 2004 году — 29,25%). В абсолютном значении потери снижены на 314,5 тыс. Гкал, что в процентном отношении к отпуску в сеть составляет 2,03%.
На базе ОАО «Хабаровская энерготехнологическая компания» организован участок по производству полиуретановой изоляции проектной производительностью 30 км полимерной изоляции в год. В 2004-2005 годах участком изготовлено 10,8 км элементов изоляции, в том числе 7 км — для нужд энергосистемы.
Необходимо принять решение по увеличению объема применения полимерной изоляции с поэтапным сокращением использования минеральной ваты в качестве изолирующего материала при ремонте трубопроводов.
Министерство занимается внедрением на территории края современных и перспективных теплоизоляционных материалов, в том числе и жидкокерамических покрытий. Практика показала, что наиболее перспективной для применения таких материалов является изоляция подземных трубопроводов, энергоисточников, тепловых пунктов, запорной арматуры, емкостей и ограждающих конструкций зданий. Важными особенностями этих материалов является возможность нанесения изолирующего покрытия на горячие поверхности, его антивандальные и антикоррозийные свойства.
В то же время при внедрении новых перспективных жидкокерамических покрытий имеются некоторые проблемы. Неоднозначны критерии оценки теплоизоляционных свойств, отсутствуют соответствующие СНиП для данных теплоизоляционных материалов, что затрудняет согласование использования данных покрытий для изоляции теплотрасс.
В Хабаровском крае в области энергосбережения стабильно работают более 30 энергосервисных компаний, в которых занято более 1100 человек. Энергосервисными компаниями края, с целью расширения рынка услуг в сфере энергосбережения, открыты филиалы в северных районах края, ведется не только монтаж энергосберегающего оборудования, но и обслуживание приборов учета и тепловых пунктов.
Для пропаганды политики энергосбережения, энергосберегающих технологий и повышения энергоэффективности производства в 2004 году была проведена научно-практическая конференция “Энергосбережение в экономике Хабаровского края: состояние, проблемы и перспективы”. В работе конференции приняло участие 270 специалистов Дальнего Востока и представителей других регионов страны, среди которых более 20 представителей научных кругов Дальнего Востока. Наиболее конструктивные предложения участников конференции включены в план работы министерства топлива и энергетики края.
В 2004-2005 годах существенная активизация деятельности по внедрению энергосберегающих мероприятий обострила и выявила ряд вопросов и проблем, которые сдерживают реализацию энергосберегающей политики в Хабаровском крае.
У субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отсутствуют полномочия по энергосбережению.
Краевые и муниципальные предприятия, учреждения и организации испытывают недостаток квалифицированных кадров — как эксплуатирующего персонала, так и специалистов в области энергосбережения.
В муниципальных образованиях городов и районов края выполнение заданий на установку приборов учета тепловой энергии, теплоносителя и холодной воды сдерживается из-за несвое-временного решения вопросов финансирования и слабой организации работ. Данная ситуация сложилась в результате отсутствия у руководителей должного внимания к вопросам энергосбережения.
В ОАО «Хабаровскэнерго» недостаточна работа по снижению потерь тепловой и электрической энергии, снижению себестоимости предоставляемых услуг, замене энергоемкого оборудования на более экономичное.
Несмотря на активизацию работы по внедрению энерго-сберегающих технологий и оборудования, на предприятиях промышленности и транспорта края существуют большие резервы экономии топливно-энергетических ресурсов. На предприятиях края еще слабо внедряются незатратные и малозатратные мероприятия по энергосбережению.
В целях реализации энергосберегающей политики в Хабаровском крае до 2008 года
Коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию начальника управления энергетики В.А. Глазачева и выступления содокладчиков по вопросу проведения энергосберегающей политики в Хабаровском крае в 2004-2005 годах и задачах до 2008 года.
2. Управлению энергетики министерства топлива и энергетики края (Глазачев В.А.):
2.1. Продолжить совершенствование нормативно-правовой базы в области энергосбережения и подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ “Об энергосбережении” в части предоставления субъектам Федерации полномочий по разработке нормативно-правовых документов, регламентирующих энергосбережение на территории субъектов РФ.
2.2. Организовать работу по поиску новых механизмов стимулирования внедрения энергосберегающих программ и мероприятий, а также по подготовке правовой основы административного воздействия за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов.
2.3. Проводить работу, направленную на повышение эффективности выработки и транспортировки энергетических ресурсов, снижение потерь в тепловых и электрических сетях, внедрение современных энергосберегающих материалов и технологий.
2.4. Осуществлять взаимодействие и оказывать методическую помощь отраслевым министерствам и муниципальным образованиям по принятию и реализации программ и планов энергосберегающих мероприятий, установке приборов учета энергетических ресурсов и проведению энергетических обследований объектов бюджетной сферы края.
2.5. Проводить политику, направленную на дальнейшее развитие инфраструктуры энергосбережения и создание здоровой конкуренции среди энергосервисных компаний на рынке услуг энергосбережения.
2.6. Продолжить практику проведения ежегодных региональных научно-практических конференций и обучающих семинаров по энергосбережению с демонстрацией современного энергосберегающего оборудования и технологий.
2.7. Подготовить до 01.06.2006 года предложения в министерство финансов Хабаровского края о выделении в краевом бюджете на 2007 год финансовых средств структурным подразделениям правительства Хабаровского края на внедрение энергосберегающих мероприятий.
3. Рекомендовать комитету по ценам и тарифам правительства Хабаровского края (Богдановский М.Н.) ежегодно предусматривать в тарифах на электрическую и тепловую энергию инвестиционную составляющую на энергосберегающие проекты и мероприятия.
4. Рекомендовать министерству промышленности, транспорта и связи (Чмелев В.К.) проводить работу на предприятиях промышленности и транспорта по практическому внедрению энергосберегающих мероприятий и технологий с модернизацией производства и заменой устаревшего энергоемкого оборудования.
5. Рекомендовать министерствам культуры (Федосов А.В.), образования (Обухова Л.Ф.), здравоохранения (Халилов Н.Д.), социальной защиты населения (Частный С.И.) края, главам муниципальных образований городов и районов края:
5.1. Обеспечить проведение анализа и принятие мер по снижению потребления энергетических ресурсов и воды на подведомственных объектах, контролю над состоянием инженерных систем и коммуникаций зданий, заменой энергоемкого оборудования на более экономичное.
5.2. Приступить к следующему этапу энергосбережения – проведению энергетических обследований и составлению энергетических паспортов учреждений с включением затрат в сметы расходов на содержание обследуемых объектов.
5.3. По результатам проведенных энергетических обследований планировать и принимать к исполнению рекомендуемые энергосберегающие мероприятия.
6. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов края:
6.1. Предусмотреть в местных бюджетах затраты на финансирование энергосберегающих мероприятий на объектах бюджетной сферы.
6.2. Оснастить все муниципальные объекты бюджетной сферы приборами коммерческого учета тепловой энергии, горячей и холодной воды до конца 2008 года.
6.3. Проработать вопрос и внести предложения в правительство Хабаровского края по расчетам за потребленную тепловую энергию, горячую и холодную воду в муниципальном жилом фонде по головным общедомовым приборам учета.
6.4. Проводить реконструкцию теплоснабжения городов и районов края с применением современных энергосберегающих технологий и материалов, а также переходить на закрытые независимые системы теплоснабжения с внедрением центральных и индивидуальных тепловых пунктов.
7. Рекомендовать ОАО «Хабаровскэнерго» (Левит В.М.):
7.1. Усилить работу по снижению потерь тепловой и электрической энергии в сетях ОАО “Хабаровскэнерго”, снижению себестоимости предоставляемых услуг, замене энергоемкого технологического оборудования на более экономичное и по проведению энергетических обследований объектов энергосистемы.
7.2. Обеспечить финансирование выполненных работ и загрузку участка пенополиуретановой изоляции теплотрасс для выхода на проектную мощность и увеличить ежегодные объемы ремонта теплотрасс с применением полимерной изоляции.
8. Рекомендовать энергосервисным компаниям края продолжить развитие энерго-сберегающей политики в строгом соответствии с действующей нормативно-правовой базой в сочетании с экономически обоснованной ценовой политикой.
9. Контроль над выполнением настоящего решения возложить на начальника управления энергетики Глазачева В.А.
Председатель коллегии — министр топлива и энергетики Хабаровского края
В.М. Сливко