- ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии - http://dalenergy.ru -

В основе дальнейшей стратегии — инвестиции

Posted By tany On 01.08.2006 @ 1:34 дп In Большая энергетика | No Comments

В основе дальнейшей стратегии - инвестиции [1]Правительство РФ на заседании 7 июня одобрило среднесрочную программу развития энергетики. Следующие пять лет должны стать завершающим этапом реформирования энергетики, по истечении которых в бурно развивающихся западных регионах России должен быть ликвидирован нарастающий энергодефицит и все запросы потребителей на ближайшую перспективу удовлетворены. Поэтому решения, принятые Правительством РФ, многие эксперты считают ключевыми не только для энергетической отрасли, но и для экономики страны в целом. Вот как на следующий день оценил итоги заседания правительства председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс в своем выступлении на селекторной телеконференции с руководителями дочерних компаний РАО «ЕЭС России».

- Это заседание правительства было для нас абсолютно принципиальным и важным. Ему предшествовало не менее важное заседание у Президента России Владимира Путина. На этих двух ключевых обсуждениях принято решение, которое, по сути дела, формирует всю стратегию нашей компании, да и всей российской энергетики на ближайшие два с половиной года. Если сформулировать самое значимое, если попытаться сжать в одно слово все то, что было решено на этих совещаниях, то, пожалуй, это слово – инвестиции.
Как, собственно говоря, и предполагалось, главным вектором во всей нашей работе по всем направлениям и в генерирующих, и в сетевых компаниях, и в компании-системном операторе будет работа, связанная с разворачиванием процесса инвестиций. Это доминанта на ближайшее время.
В основе дальнейшей стратегии - инвестиции [2]Программа, которая была представлена Министерством промышленности и энергетики РФ, разработана вместе с нами на пятилетнюю перспективу, 2006-2010 годы. Она характеризуется следующими параметрами: общий объем ввода новых мощностей — 21 800 МВт, в том числе 1000 МВт введут атомщики, все остальное – мы плюс частные инвесторы. Это более чем втрое превышает весь объем ввода за 2000-2005 гг., а если рассмотреть динамику внутри планового периода 2006-2010 гг., то годовые вводы возрастут более чем в 6 раз. Цена программы (вместе с атомщиками) измеряется цифрой в 2,4 трлн рублей.
В основу программы положен базовый принцип финансирования: частные инвестиции в максимально возможном объеме привлекаются для инвестирования в развитие генерации, прежде всего тепловой генерации, хотя и гидрогенерация тоже не закрыта для частных инвестиций. Государственные средства должны привлекаться для финансирования федеральной целевой программы развития генерации, частично — для финансирования ГидроОГК и системного оператора. Как вы понимаете, это и есть отражение сути всей нашей концепции реформирования: частная и конкурентная генерация и контролирование государством инфраструктурных секторов – диспетчерского и сетевого комплекса. Этот принцип принят и поддерживается Президентом и Правительством России.
В основе дальнейшей стратегии - инвестиции [3]Не поставлена точка в обсуждении окончательных цифр объема инвестиций в бюджете 2007 года. По этой теме еще предстоит выйти на окончательное решение. Тем не менее повторю еще раз: базовая идея о том, что и частные, и государственные инвестиции должны быть привлечены в беспрецедентном объеме, однозначно поддержана руководителями нашей страны.
Естественно, помимо частных и государственных источников не меньшее, а, может, даже большее значение имеют собственные средства созданных межрегиональных генерирующих и сетевых компаний. Неменьшая роль отводится их возможностям привлекать кредитные ресурсы, по которым, как мы считаем, мы только начинаем реальную работу.
Это прорывная программа. Все профессиональные энергетики прекрасно понимают, что ничего подобного в обозримом прошлом в нашей стране не происходило. Вместе с тем она не исчерпывается пятью годами. У нас есть оценки, расчеты и источники финансирования, которые мы должны использовать для того, чтобы в течение 2006-2010 годов создать задел на вводы 2011-2015 годов. Сразу упомяну, что вводы 2011-2015 годов измеряются цифрой в 38 тысяч мегаватт, что в 1,5 раза больше вводов 2006-2010 годов. Таким образом, вся инвестиционная машина будет разворачиваться год за годом и не остановится ни в 2010-м, ни в 2015 году.
В основе дальнейшей стратегии - инвестиции [4]Что наиболее значимое нам всем предстоит сделать для того, чтобы эта программа, за которую теперь мы отвечаем в полном объеме (а моя личная ответственность даже вписана в протокольное решение правительства по предложению Михаила Ефимовича Фрадкова), из детально продуманного замысла стала реальностью? Я бы обозначил четыре наиболее важные задачи, которые будут решаться в течение ближайших нескольких месяцев, до конца текущего года.
Прежде всего, в соответствии с принятыми решениями, будет запущен рынок «на сутки вперед». Как вы знаете, это важнейшее изменение в конструкции рынка. Мы к нему долго и всерьез готовились. Я знаю, что многие генкомпании активно участвовали в имитационных торгах, которые уже несколько месяцев проводит НП «Администратор торговой системы». Теперь это уже не просто имитация, это всерьез. С 1 августа рынок «на сутки вперед» будет запущен в полном объеме в соответствии с теми принципами, которые «обкатаны» в ходе имитационных торгов. В дальнейшем, естественно, рынок будет развиваться. Но никаких крупномасштабных преобразований, сопоставимых с теми, что произойдут при переходе к этому рынку, в дальнейшем не планируется. Это и есть цель реформирования, цель создания рынка энергетики.
Вторая важная мера, которая принята и будет реализована с 1 августа этого года, — это введение регулируемых двусторонних договоров на оптовом рынке. С 1 августа ФОРЭМ будет преобразован в систему двусторонних договоров, которые в момент ввода будут краткосрочными и распространятся лишь на период до конца этого года. Тем не менее именно эта система двусторонних договоров станет основой рынка и в дальнейшем. Я не сказал, но вы и так это прекрасно понимае-те, что эти двусторонние договоры – регулируемые. Это означает, что тарифы и объемы по ним будут установлены регулятором, как уже было сказано, на период до конца 2006 года.
В основе дальнейшей стратегии - инвестиции [5]Третья, не менее важная, мера — запуск процесса IPO. Как мы и договаривались на нашем последнем совещании с генеральными директорами, мы сформировали «отряд космонавтов» из межрегиональных генкомпаний. Из их состава мы определим трех или четырех кандидатов на первый «полет». Это решение правление РАО «ЕЭС России» примет буквально в течение ближайших суток. Именно это решение мы будем выносить на заседание Совета директоров, которое состоится 23 июня. В повестку дня Совета директоров этот вопрос уже включен. И я рассчитываю на то, что он будет одобрен. Это означает, что 3-4 компании получат конкретное корпоративное решение, обязывающее их развернуть весь комплекс работ, связанных с подготовкой и выходом на IPO.
Те, кто не попал в первый «полет», не выбрасываются за борт, а готовятся к тому, чтобы двигаться дальше вторым эшелоном. Не могу пока назвать точную дату, но полагаю, что через несколько месяцев, вероятнее всего, к IV кварталу 2006 г., мы должны будем сформировать вторую очередь компаний, которые выйдут на IPO вслед за первой группой.
Четвертое важное решение – тоже запланированное, о нем я уже говорил в своем выступлении перед вами на совещании генеральных директоров. Это реорганизация головной компании РАО «ЕЭС России», которую мы планируем провести до конца этого года. В ходе реорганизации из состава РАО «ЕЭС России» будет выделена одна или две генкомпании. Как вы знаете, кандидаты определены приказом, из их числа нужно будет отобрать конкретные компании.
Принятые решения не исчерпываются полугодовым периодом. Они включают в себя и принципиальнейшее решение, касающееся завершающей стадии реформы, то есть периода с 2007 по 2008 годы. Что должно быть реализовано в этот период? Я бы обозначил 8 главных решений, которые мы должны будем реализовать. Первое: с 1 января будущего года начнется либерализация оптового рынка в части двусторонних договоров. Принцип либерализации сформулирован. Диапазон ежегодной либерализации, то есть доля двусторонних договоров, которые будут выводиться из регулируемых в свободные, обозначен цифрами от 5 до 15% рынка и будет установлен постановлением правительства. Внутри этого диапазона, по предложению Минэкономразвития, ежегодно будет определяться цифра либерализации на конкретный год. На 2007-й она фактически определена в 5%, по крайней мере, на уровне устного заявления на заседании правительства. Это означает, что в будущем году 5% регулируемых двусторонних договоров будут преобразованы в свободные договоры. Это первая важнейшая часть завершающего периода реформ.
Вторая часть: с 1 января вступит в силу право выхода из регулируемых двусторонних договоров. Иными словами, если два участника договорились на приемлемых друг для друга условиях о том, что они уходят из-под регулирования, такое право им будет предоставлено.
Третья важнейшая новация, вводимая с будущего года, — это трехлетние договоры. Очень тяжело шла эта тема, тем не менее мы ее считаем приоритетной и будем добиваться того, чтобы хотя бы часть двусторонних договоров, которые будут заключены с 1 января будущего года, оказались долгосрочными. Одновременно с этим мы прорабатываем концепцию долгосрочных договоров с Газпромом, для чего создана совместная рабочая группа. Так же мы будем работать с угольщиками, чтобы быть обеспеченными топливом.
Четвертое важнейшее решение связано с розничным рынком. До 1 августа этого года будет выпущен документ, регламентирующий правила розничного рынка, который начнет функционировать в полном объеме с 1 января 2007 года. Это обширный документ, вносящий много изменений — начиная со статуса гарантирующего поставщика, который наконец-то будет внятно регламентирован, и заканчивая вопросом о трансляции цен оптового рынка на розничный рынок. Это принципиальное положение, на котором мы настаивали с самого начала. Мы не должны попасть в ситуацию, когда оптовый рынок либерализован, а розничный остается регулируемым. Это будет означать неизбежную катастрофу с тяжелейшими последствиями для всех. Поэтому либерализуемый оптовый рынок должен быть оттранслирован в розничный, и эти принципы необходимо заложить в названных документах. Как вы понимаете, при этом защищенной группой останется население, тарифы для которого будут по-прежнему регулироваться. Мы предполагаем получить средства из федерального бюджета на преодоление перекрестного субсидирования. Их будет меньше, чем следовало бы. Тем не менее называемая сегодня цифра достаточно значительна — 19 миллиардов рублей. Пройдет отбор регионов, которые готовы реализовывать у себя долгосрочную программу преодоления перекрестного субсидирования. Эти регионы будут ее финансировать из собственного бюджета. Для стимулирования такого подхода из федерального бюджета будут выделяться дополнительные средства за счет розничного рынка.
Остановлюсь на рынке мощнос-ти. Пройдя завершающие стадии, связанные с запуском рынка «на сутки вперед» и решением других вопросов, мы должны включиться в эту проблематику, продумать ее во всех аспектах для того, чтобы в будущем году рынок мощности по-настоящему начал работать. То же самое касается и рынка системных услуг. Не буду комментировать, но сейчас эта задача уже должна выводиться в число практических, которые должны быть решены к будущему году.
Седьмой вопрос из среднесрочных – это IPO. Мы будем разворачивать IPO и остальных генерирующих компаний. Полагаю, что именно в 2007 году будет сделан масштабный шаг в этом направлении. Его результативность прямо зависит от того, насколько успешно решат эти задачи первые компании. Отмечу, что IPO для нас является ведущим способом привлечения частных инвестиций. Однако наряду с этим мы будем привлекать частные инвестиции и в других формах, в том числе в форме создания дочерних  и зависимых обществ для вынесения туда наших активов, недостроенных или достраивающихся станций и получения от инвесторов финансовых ресурсов на их строительство.
Поскольку, как было сказано, инвестиции превыше всего, то вся корпоративная технология осуществления инвестиций во главу угла будет ставить самого инвестора. Будем исходить из того, что реально предпочитает инвестор. Если будет очевидный спрос на IPO, акции компании будут высоко котироваться на фондовых рынках, будет сильный менеджмент и прозрачная для акционера структура, значит, будем двигаться в сторону IPO. Если найдется инвестор, желающий достроить станцию, вкладывать в нее, да еще, может быть, и газ туда подвести, естественно будем корректировать инвестиционные проекты в интересах инвестора. По этой логике мы будем отбирать проекты.
Завершает весь этот набор преобразований вторая реорганизация РАО «ЕЭС России». В отличие от первой реорганизации, она будет проходить не через выделение, а через разделение, и намечена на 2008 год. Многое из того, что я сейчас рассказал, не является новостью. Мы обсуждали это на вашем последнем совещании. Однако на той стадии были замыслы и наши предложения. Сегодня же это политическое решение президента страны и российского правительства. Соответственно, для нас это — закон. Я считаю, что это колоссальный прорыв к тем задачам, которые ставились перед нами с 99-го года. И этот прорыв стал возможным, прежде всего, благодаря исключительно эффективной и глубокой системной работе Центра управления реформой, лично Юрия Аркадьевича Удальцова и всей его команды. Благодарю их за эту уникальную работу, не имеющую себе равных в стране. Ни одна другая отрасль не может похвастаться подобного масштаба преобразованиями и такими цифрами инвестиций. Инвестиции эти были бы невозможны без реформы. Мы с вами это прекрасно понимаем. Именно поэтому ответственность за ее осуществление в полном объеме лежит на нас. Здесь не может быть никаких скидок.
Еще раз обратитесь к ранее вышедшим документам, в том числе к приказу РАО «ЕЭС России» № 216. Все, что в нем перечислено, становится нашей инвестиционной программой. Значит, генерирующим компаниям уже надо расходовать средства на разработку ТЭО. Надо прорабатывать проекты, активизировать работу с инвесторами. В неменьшей степени это касается и сетевых организаций. Мы можем реализовывать только сбалансированную инвестиционную программу. Сбалансированную и со стороны генерации и сетей, и в сфере топлива. Кстати говоря, глава Газпрома Алексей Миллер подписал положение о том, что в этой стратегии принимается следующий принцип: рост абсолютного объема потребления газа при сокращении удельного веса потребляемого газа на электростанциях. Это разумный и правильный принцип, и мы убедили наших коллег из Газпрома в том, что именно в этом направлении и нужно двигаться дальше. Программа сбалансирована и в региональном аспекте – от Дальнего Востока до Калининграда. Она сбалансирована и по соотношению частных и государственных источников финансирования. Этот документ в целом я считаю чрезвычайно важным и абсолютно реалистичным.
Мы вступаем в завершающую фазу реформирования, и очень важно, чтобы мы провели ее так же организованно, как и все остальные. И поставили точку, которая будет означать перевод всей энергетики страны в качественно новое состояние.

ГОЭЛРО ХХI века

Правительство Российской Федерации утвердило стратегию развития электроэнергетики страны

Правительство РФ приняло к сведению доклад министра промышленности и энергетики Российской Федерации Виктора Христенко и одобрило его предложения, направленные  на  внедрение в отрасли прогрессивных и энергосберегающих технологий. Кроме того, всесторонне были проанализированы механизмы привлечения инвестиций в электроэнергетику. Рассматривались широкие возможности государственно-частного партнерства, размещение на фондовых рынках дополнительных акций тепловых генерирующих компаний. Средства, вырученные от их продажи, будут направлены на развитие инфраструктуры отрасли. Цель программы — обеспечить бесперебойное снабжение населения электрической и тепловой энергией, полностью удовлетворить потребности экономики в энергетических ресурсах в соответствии с темпами роста, которые лежат в основе социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2009 года. Что касается более отдаленной перспективы, то при подготовке генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года министерствам и ведомствам (Минпромэнерго, Минэкономразвития, ФСТ России, Росатому, Ростехнадзору) было рекомендовано при формировании приоритетных инвестиционных проектов в электроэнергетике обратить особое внимание на разработку мер по оптимизации  топливообеспечения генерирующих мощностей. На заседании правительства было подтверждено: эффективным инструментом для этого становятся долгосрочные договоры. При этом должны быть учтены возможные сценарии роста энергопотребления в стране и изменения структуры топливного баланса.
Правительство приняло к сведению информацию министра промышленности и энергетики РФ В. Христенко и председателя правления ОАО «РАО «ЕЭС России» А. Чубайса о достаточности предложенных мер по вводу  в действие в пятилетний период генерирующих мощностей, объектов электросетевого хозяйства и диспетчерского управления. Это позитивно скажется на снятии ограничений на подключение новых потребителей, нормализации пиковых нагрузок в регионах, а также на сокращении дефицита мощностей. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики в период до 2020 года будет внесена на обсуждение Правительства Российской Федерации в декабре 2006 года. Правительство поручило ведущим министерствам РФ в 2-недельный срок подготовить проект решения о ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Особое внимание при этом обращено на регионы с низким уровнем тарифов на электрическую энергию и поддержку региональных программ ликвидации перекрестного субсидирования промышленностью населения. Такой же 2-недельный срок отпущен для внесения предложений об участии государства в уставных капиталах ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ГидроОГК» и других российских компаний.
Правительство Российской Федерации поручило Минпромэнерго России обеспечить:
– внесение в месячный срок, в соответствии с ранее данными поручениями Правительства Российской Федерации, проектов решений Правительства РФ, которые предусматривают переход с 1 августа 2006 г. к двусторонним договорам в регулируемом секторе оптового рынка электрической энергии и принятие правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период;
– проведение необходимых работ по привлечению инвестиций для формирования технологического резерва мощностей в установленном порядке.
На заседании было отмечено, что Минпромэнерго России и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимо при подготовке предложений по уточнению Энергетической стратегии России на период до 2020 года, в соответствии с ранее данными поручениями Правительства Российской Федерации, учесть решения, принятые на данном заседании.
Минэкономразвития России и Минпромэнерго России поручено подготовить предложения о рассмотрении на заседаниях советов директоров ОАО «РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» и принятии ими решения о заключении долгосрочных договоров на поставку газа действующим объектам электроэнергетики и утверждении порядка обеспечения газом вновь вводимых мощностей, в том числе технологического резерва.

Материал подготовлен по сообщениям
пресс-службы Правительства РФ


Article printed from ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии: http://dalenergy.ru

URL to article: http://dalenergy.ru/2006/08/6275/

URLs in this post:

[1] Image: http://dalenergy.ru/2006/08/6275/chubais/

[2] Image: http://dalenergy.ru/2006/08/6275/str_30-2/

[3] Image: http://dalenergy.ru/2006/08/6275/str_31-1/

[4] Image: http://dalenergy.ru/2006/08/6275/str_31-2-2/

[5] Image: http://dalenergy.ru/2006/08/6275/str_32/

Copyright © 2011 ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии. All rights reserved.