- ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии - http://dalenergy.ru -

Ровесник первой пятилетки

Posted By tany On 01.09.2009 @ 4:53 дп In Страницы истории | No Comments

В октябре 2009 года отмечается 80 лет со дня основания Артемовской ТЭЦ имени С.М. Кирова и будущего поселка энергетиков.
Ровесник первой пятилетки [1]В конце 20-х – начале 30-х годов из-за интенсивного экономического развития в приморских городах Владивостоке и Артеме начал ощущаться недостаток электроэнергии. Это заставило руководство края и страны задуматься о строительстве электростанции на Дальнем Востоке. Изыскательские работы начались в 1929 году. Именно тогда на 24-й разъезд Сучанской железной дороги у станции Топаза прибыли геологи.
По воспоминаниям очевидцев, в то время место это представляло собой распадок, заросший деревьями. Протекающие по низине реки Батальянза и Майхэ были такими глубокими, что по ним ходили японские кунгасы и русские суда.
Примерно там же, где сейчас пролегает железная дорога Владивосток – Находка, находилась дорога Владивосток – Сучан. По правую сторону, где сейчас стоит Артемовская ТЭЦ, была ольховая роща, а выше за ней поместье зажиточного крестьянина Дегтярева, которому принадлежали сенокосные луга от села Суражевка до Шкотово. Дальше стояло поселение корейцев. Жили они в фанзах, разрабатывали землю и, наряду с овощами, выращивали целые плантации мака, добывали опиум и продавали в Китай. Банды хунхузов (от кит. хунхуцзы, участники вооруженных банд, действовавших в Маньчжурии с середины 19 века до победы народной революции в Китае в 1949 году) нередко совершали набеги на корейские поселения, грабили, отбирали опиум, угоняли скот и брали в залог целые семьи, если хозяин скрывал товар. Русское население хунхузы, как правило, не трогали. Китайцы здесь почти не селились, работали только в качестве сезонных наемных рабочих.
С точки зрения строителей это место было почти идеальным для возведения электростанции – близость воды, угля, наименьшая вероятность подтопления во время тайфунов, наличие железной дороги – такая площадка полностью соответствовала планировке ГРЭС и рабочего поселка. В результате на письме, отправленном в Энергоцентор Г.М. Кржижановскому, 22 марта 1932 года появилась резолюция: «Остановиться на этом участке, но сделать указания о том, что необходимо доследовать в ходе работ».
В 1931 году в Артем приехали первые строители – это был 38-й строительный батальон. Контору строительного управления Артем ГРЭС разместили в селе Кневичи, для этого арендовали крестьянский дом. Первым начальником строительства назначили Михаила Григорьевича Воронова. По всей стране началась вербовка рабочих на строительство станции. В июле-августе 1931 года стали прибывать поселенцы из Башкирии, Украины, Белоруссии, Сибири, а также Воронежской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской, Курской областей. Остро возник вопрос о срочном строительстве временного жилья. Первый поселок так и получил название «Временный». Он состоял из 44 бараков и частных домов. В бараках располагались жилье, а также клуб с библиотекой, школа, поликлиника, магазин.
11 октября 1931 года был составлен технических проект, которым предусматривалась установка двух турбин по 24 МВт с последующим расширением до 100 МВт. Большинство работ велось вручную при помощи лопат, ломов и носилок. Начальником строительства был назначен Станислав Михайлович. Янкойц.
Весной 1934 года на Артем ГРЭС-строй прибыл строительный батальон в составе 1000 человек, которых пришлось разместить в палатках. Условия жизни и труда были тяжелые. Страна испытывала трудности во всем. Энтузиазм был главным помощником. Лопата, кирка, лошади – вот такой арсенал был у строителей. Из центральных областей страны привозилось все – от кирпича, цемента, шифера, огнеупорной глины до первых грузовиков и экскаватора «Ковровец». Песок привозили с моря, известь из Многоудобного, камень и щебень из Кролевцов, кирпич производили на маленьком примитивном заводике в Суражевке.
На строительство будущей станции было получено три локомобиля, которые давали возможность работать станкам и оборудованию. Был свой, большой по тем временам, автопарк в 20 машин, которые были получены с Московского автомобильного завода. К концу 1935 года строительство главного корпуса, в основном, было завершено. Зимой начались монтаж оборудования, строительство цеха химической очистки, топливоподачи и насосной на Майхэ. Бригада, возглавляемая Краевским, выполняла трудную работу по монтажу оборудования.
Люди на строительстве и монтаже работали день и ночь, по 16-17 часов в сутки. «С какой энергией, каким желанием мы работали», – вспоминал мастер тепловой лаборатории Щербо много лет спустя. Перед пуском проверялось все оборудование, генератор, изоляционное качество обмотки, турбину слушали, как врач больного.
В октябре 1936 года на стройке Артем ГРЭС побывали видные партийные и государственные деятели: Гамарник, Косиор, Лаврентьев… Они остались довольны ходом строительства.
Пробный пуск первой турбины первенца большой Приморской энергетики – Артемовской ГРЭС (ТЭЦ) – был произведен 6 ноября 1936 года. В ночь с 18 на 19 декабря 1936 года в 00 часов 47 минут по распоряжению инженера Кузнецова: «Включить Артем!» – самая большая станция Дальневосточного края вошла в строй.

В статье использованы материалы сайта поселка Артемовский

ХРОНИКА
Октябрь 1929 года – на 24-й километр Сучанской железной дороги приехали геологи в поисках места для будущей электростанции;
1931 год – в Артем прибыли первые строители. Это был 38-й строительный батальон, который и начал возведение будущего поселка энергетиков;
Март 1932 года – на результатах изысканий проектировщиков была поставлена резолюция: «Остановиться на этом участке…»;
Октябрь 1934 года – началось строительство Артемовской ГРЭС;
6 ноября 1936 года – первенец большой Приморской энергетики – Артемовская ГРЭС (ТЭЦ) – произвела пробный пуск первой турбины;
В ночь с 18 на 19 декабря 1936 года в 00 часов 47 минут самая большая станция Дальневосточного края вошла в строй.


Article printed from ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии: http://dalenergy.ru

URL to article: http://dalenergy.ru/2009/09/1581/

URLs in this post:

[1] Image: http://dalenergy.ru/2009/09/1581/artemgres_1/

Copyright © 2011 ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии. All rights reserved.