Когда речь заходит о жилищно-коммунальном хозяйстве отдаленных поселков, будь то Дальний Восток или ближнее Подмосковье, то память услужливо преподносит телевизионные сюжеты или статьи о «замороженном» строительстве школ и больниц, о некачественном топливе или отсутствии в малом населенном пункте специалиста, способного управлять укомплектованной автоматикой котельной, построенной, кстати, на бюджетные деньги. После таких материалов формируется твердое убеждение, что никаких перспектив у сельского ЖКХ нет, если только государство не возьмет на себя решение всех проблем. И каково же было мое удивление, когда я узнала, что есть в России отчаянные люди, готовые инвестировать свои капиталы в развитие сельского коммунального хозяйства. Речь в данном случае идет даже не о миллионах, а миллиардах рублей. Дальше хотелось бы назвать поселки, где после мощного финансового вливания наступил коммунальный рай. Но… не получается.
То ли коллектор,
то ли виденье
Оказывается, что деньги частным инвесторам вкладывать просто некуда. Объекты инвестирования – коллекторы, котельные, теплотрассы – в природе как бы не существуют. Вернее, в природе-то они существуют, их даже можно потрогать руками, а вот с точки зрения юриспруденции их нет. По словам Сергея Васильева, директора ООО «ИнтерЭлектроТерм», который тоже не прочь стать инвестором сельского ЖКХ, в этом году в Хабаровском крае на конкурс для последующей аренды было представлено более 30 объектов энергетики. Из них в отделе юстиции зарегистрирован всего один.
– И как можно взять в аренду то, чего нет? Ведь предполагается оформление документов, договора, где прописываются действия сторон в том или ином случае, оплата, – говорит Сергей Анатольевич. – У нас нет договора, значит, нет гарантий, что мы сможем окупить вложения. И пока существует вот такая ситуация, вкладывать в коммунальные объекты деньги, на мой взгляд, нецелесообразно.
Поэтому и не спешат частные инвесторы в эту отрасль, хотя, на взгляд директора «ИнтерЭлектроТерма», который уже не первый год занимается коммунальной энергетикой на селе, вернуть свои деньги и получить прибыль можно. Только процесс этот длительный, рассчитанный не на один год работы. Естественно, что все отношения с арендодателем должны строиться на основе долговременных договоров.
Филькина грамота для сельской котельной
Отсутствие нормальных юридических отношений ставит предпринимателей в заведомо невыгодное положение. Частный инвестор, заключив краткосрочный договор на 11 месяцев, который не надо регистрировать в отделе юстиции, приступает к работе. Вначале, как положено, оценивается состояние объекта, потом проводятся проектные работы, которые позволят рассчитать затраты. Это может занять от шести месяцев до года, в зависимости от сложности объекта. Затем необходимо приобрести оборудование, установить его, провести реконструкцию, оптимизировать штатное расписания. И все это делается не за один день, а постепенно. Чтобы вернуть средства частному инвестору, на взгляд опытного Васильева, потребуется не менее трех-пяти лет. По его словам, результатом работы может стать надежно работающий коммунальный объект, и даже сокращение тарифов для населения. То есть в выигрыше будут все – и местная власть, и жители, и инвестор. А если договор составлен на 11 месяцев? Решить столько задач за неполный год никто не сможет. Тем более что и сам краткосрочный договор – «филькина грамота», если смотреть на него с юридической точки зрения. Ни один суд его не признает.
– И тут начинается самое интересное, – продолжает Васильев, – так как договор с главой поселения, по сути, недействительный, то все отношения в дальнейшем начинают строиться в зависимости от обстоятельств или настроения сторон. Сегодня все хорошо, а завтра ситуация меняется, просто кто-то встал не с той ноги. Или вообще к власти в поселке пришли другие люди с иными взглядами на развитие инфраструктуры населенного пункта. Какие уж тут инвестиции?
Ответственность
вплоть до уголовной
Изучив на собственном опыте особенности эксплуатации сельских котельных, директор ООО «ИнтерЭлектроТерм» уверен, что деньги могут прийти в ЖКХ только в том случае, если объекты этой отрасли пройдут государственную регистрацию и все будет оформляться так, как того требует закон.
– Если использовать административный ресурс, то, наверное, не очень сложно заставить местные администрации навести порядок. Оформление документов не так уж дорого стоит. И если бы у нас главы поселений несли административную или даже уголовную ответственность, то собственность была оформлена, – убежден мой собеседник. – Речь ведь идет о безопасности жизнедеятельности населения.
По его словам, есть немало компаний, в том числе и московских, с серьезными капиталами, готовых идти на инвестирование объектов ЖКХ в Хабаровском крае. Причем они готовы входить на точечные проекты, даже вместе с предприятиями, которые уже работают на этих объектах. Но первый вопрос, который они задают: «Договор оформлен?» И если слышат в ответ, что оформлен на 11 месяцев, то разговор заканчивается. Любой предприниматель понимает, что должен иметь гарантию возврата вложенных средств.
На других условиях любой здравомыслящий человек никаких сделок заключать просто не будет.
– Уже в этом году я посетил четыре объекта, куда меня пригласили, чтобы поучаствовать в проектировании, строительстве и эксплуатации. И везде ситуация одна и та же. В лучшем случае юридически оформлена только малая часть объектов, – сообщает подробности Сергей Анатольевич. – От предложений пришлось отказаться.
Сейчас «ИнтерЭлектроТерм» занимается эксплуатацией двух котельных. К сожалению, и там отношения строятся фактически на честном слове. Отсюда проблемы, недопонимание.
– Когда нормально не оформлен договор, начинается просто свистопляска. Могут потребовать забор поставить или пальмы посадить. Когда говоришь, что в плане мероприятий нет таких пунктов и весь бюджет до копейки расписан, в ответ слышишь: ну и что? Возможно, что такой бардак кому-то и выгоден, но не нам, – подводит итог Васильев. – Поэтому количество котельных, взятых в эксплуатацию, мы не увеличиваем.
– И как можно взять в аренду то, чего нет? Ведь предполагается оформление документов, договора, где прописываются действия сторон в том или ином случае, оплата. Нет договора – значит, нет гарантий, что вложения мы сможем окупить. И пока существует вот такая ситуация, вкладывать в коммунальные объекты деньги, на мой взгляд, нецелесообразно.
Энергоаудит –
насущная необходимость
К счастью, заканчивать разговор с директором ООО «ИнтерЭлектроТерм» на грустной ноте не пришлось. Необходимые объемы производства фирма имеет и без такого направления, как эксплуатация. Помимо производства энергетического оборудования, щитов автоматики, строительно-монтажных, пуско-наладочных и проектных работ, компания занимается энергоаудитом все тех же котельных и коммунальных сетей. И, по словам Сергея Васильева, люди начинают понимать, что проведение энергоаудита – насущная необходимость.
– Тарифы нынешней зимой не повышались. И это заставляет владельцев искать пути для сокращения расходов. Ведь как-то надо сводить концы с концами, когда в тарифах стоимость угля или мазута в несколько раз ниже реальной. Умные люди делают ставку на энергоаудит. В январе мы заключили уже четыре контракта на проведение работ в 12 котельных.
Насколько эффективным может быть результат? На мой вопрос получаю ошеломляющий ответ. После реализации предложений специалистов потребление электроэнергии может снизиться на 50 процентов. По топливу – еще круче! Организация правильного процесса горения позволяет сократить потребление угля или мазута почти в три раза. Васильев мой восторг несколько охлаждает. Такие результаты получаются, конечно, не всегда, но сокращение затрат в целом весьма значительно. Что, собственно, и требовалось доказать.
Елена Шумилина