Юрий Ким – электрик управляющей компании «Ремстрой-Хабаровск». В своем деле он профессионал, каких мало. Если говорить о чисто человеческих качествах, то природа и тут постаралась, щедро наградив его всем тем, что мы ценим в окружающих нас людях. А недавно коллектив управляющей компании узнал его еще с одной стороны, увидев в нем настоящего художника.
Картины Юрия Кима изумительны. На персональную выставку, организованную в офисе управляющей компании «Ремстрой-Хабаровск» в канун нового, 2012 года, он представил около 50 работ. Офис трудно назвать особо посещаемым местом – в домах компании тепло и светло, нет перебоев ни с водой, ни с газом, квитанции на оплату услуг доставляются вовремя, словом, многолюдными его коридоры и кабинеты не являются. Но простая школьная тетрадка, куда можно было написать свое мнение о работах художника, закончилась буквально на глазах. Увидевшие картины приходили сюда снова, приводили друзей и знакомых. И оставляли записи в тетрадке. В них чаще всего встречаются слова «восхищение» и «восторг».
Портретов на выставке мало. Стихия художника – природа.
– Люблю лес, воду – особенно в движении, но передать это движение, течение реки очень сложно, – говорит Юрий. – Вода меняется каждое мгновение…
В его пейзажах нет глянцевой красоты – это наши, родные места, написанные с такой любовью, что, кажется, душа возле них поет. Они узнаваемы – берег реки и лесная поляна, сонное озеро и домик в зарослях рябины, букет ромашек, ветка черемухи… Мы видим все это постоянно, но, очевидно, совсем другими глазами. «В душе я романтик, – сказал Юрий. – Пейзаж – это романтика, вдохновение, это поэзия». Но романтизм в живописи связывается, скорее, с сюжетом. Мы говорили о поэзии – у картины, с которой смотрит Виктор Цой. Пушкин, Лермонтов, Блок и Есенин, Высоцкий и Асадов, Маргарита Алигер – кумиры художника. Но, опять же, поэтический пейзаж – что это? Определенная цветовая гамма? Картины Кима невозможно оценивать, раскладывая их «по полочкам». В них есть все – романтичность, поэзия, музыка. И что-то еще, неуловимое и прекрасное. Чтобы так увидеть и написать маленький кусочек природы, нужен не просто талант – дар Божий. И еще нужно быть в гармонии с собой и окружающим миром, нужно быть счастливым.
– Я – счастливый человек, – подтверждает Юрий. И на первое место ставит семью. С нее начался его творческий взлет, это произошло в 2009 году. Но это, если можно так сказать, «второе дыхание». Потому что в 2009-м он не начал писать, а вернулся к любимому делу – через 20 лет.
Родился Юрий в Северной Корее в 1946 году. А в следующем семья по вербовке приехала на лесоповалы в Амурскую область. Затем был Хабаровск, а в 1956-м Кимы осели, уже совсем, в Советской Гавани. Отец – Юрий его боготворит – был очень разносторонним, грамотным и интеллигентным человеком. Для своих пятерых детей он сам рисовал азбуку, буквари. В обычной тетрадке. Однажды он нарисовал сказку о Красной Шапочке: лес, девочку, волка.
– До сих пор помню, как это меня захватило, – качает головой мой собеседник. – Стал рисовать, но, конечно, не получалось. Потом появились книжки, стал с них картинки срисовывать. Пошел в школу и там рисовал. В старших классах уже оформительской работой занимался.
После школы – по стопам старшего брата – Юрий поступил в Хабаровский железнодорожный институт. Как это ему удалось – отдельная история, почти детективная. Потому что ни российского паспорта, ни российского гражданства у выходца из Северной Кореи на тот момент не было. Это перечеркнуло в дальнейшем его попытку перевестись, а затем и поступить на худграф пединститута. Когда паспорт, наконец, был получен, у Юрия уже была семья, которую нужно было содержать, и была любимая работа – художником, а затем инженером по эстетике на химфармзаводе. Это счастье длилось до самой горбачевской перестройки. Юрий познакомился с хабаровскими художниками, стал членом городского творческого сообщества «Родник», базировавшегося в ДК ТЭЦ, окончил заочно Московский народный университет. Они каждый год выезжали на дачу Союза художников на пленэр, организовывали выставки.
– А потом культура пришла в упадок, – вспоминает Юрий. – Я оказался на улице. Пришлось срочно искать работу. И в семье начались проблемы. Я стал электриком и о живописи забыл, хотя постепенно адаптировался в этой новой жизни, и в новой семье отношения были совсем иные, я почувствовал себя счастливым. Радовался внукам, рассказывал им сказки, потом стал эти сказки им рисовать… Внутри что-то проснулось, меня потянуло к краскам. И – затянуло, я уже дня не мог прожить, чтобы не писать…
За три года художник создал около 300 картин. Первая его персональная выставка после долгих лет творческого «молчания» состоялась летом 2009-го, в библиотеке семейного чтения на Красной Речке. Затем было участие в ярмарке «Хабаровск – город мастеров» в Легкоатлетическом манеже, там Ким встретился со своим «Родником» – в общественном объединении художников города его давно потеряли. Связи постепенно налаживаются. Самодеятельный художник Юрий Ким начал выставляться, выезжать с коллегами по творческому цеху на пленэр, его картины, пусть и медленно, переселяются из домашней мастерской в квартиры истинных любителей живописи. На презентации его творчества в городском Доме ветеранов, где было представлено 80 работ, художнику сказали, что все в этой выставке замечательно, но есть одна ошибка, которую нужно исправить. Нужно убрать из аннотации слово «самодеятельный», потому что работы – профессиональные!
Не будь в творчестве хабаровского художника этого двадцатилетнего перерыва, возможно, он и был бы профессионалом. Но, по большому счету, разве этим определяются достоинства художественного произведения? Если сомневаетесь, просто побывайте на выставке картин Юрия Кима.
Валентина Леонова