ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
Электрическая и тепловая энергия
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в 2013 году и на 2014 год в крае осуществлялось в соответствии с федеральными законами от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».
Комитет устанавливает тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей края в рамках предельных уровней тарифов, утвержденных Федеральной службой по тарифам (далее – ФСТ России), а также обеспечивает защиту экономических интересов потребителей и производителей.
Приказами ФСТ России от 11.10.2013 № 185-э/1 и от 15.10.2013 № 191-э/2 установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию для потребителей Хабаровского края на 2014 год с календарной разбивкой.
Тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») утверждены постановлением комитета от 29.12.2013 № 42/1.
Тарифы на электрическую энергию для населения Хабаровского края утверждены постановлением комитета от 19.12.2013 № 38/1.
Тариф на электрическую энергию для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами, с 1 января 2014 года установлен в размере 3,47 руб./кВт•ч, с 1 июля 2014 года – 3,61 руб./кВт•ч. Для городского населения, проживающего в домах с электроплитами, и сельского населения к тарифам применен понижающий коэффициент 0,7.
Рост тарифов на электрическую энергию для населения во втором полугодии 2014 года к действующему тарифу составил 104%. Необходимо отметить, что экономически обоснованная величина тарифа на электрическую энергию для потребителей, подключенных к сетям низкого напряжения (к которым относится и население), с июля 2014 года составляет 4,23 руб./кВт•ч, с учетом НДС. То есть утвержденный комитетом на 2014 год тариф на электрическую энергию для населения в размере 3,61 руб./кВт•ч составляет 85,3% от фактической стоимости электрической энергии для населения, оставшиеся 14,7% экономически обоснованного тарифа для населения оплачивают промышленные и бюджетные потребители края.
Среднеотпускной тариф на электрическую энергию, поставляемую ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») потребителям Хабаровского края, сложился в размере 3,1701/кВт•ч. При этом в первом полугодии 2014 года тарифы для прочих потребителей не превышают тарифы второго полугодия 2013 года. Во втором полугодии 2014 года рост тарифов для прочих потребителей, в зависимости от уровня напряжения и мощности, составляет от 5 до 14,7%.
Рост тарифов в 2014 году обусловлен рядом факторов:
• переводом Николаевской ТЭЦ в режим работы розничной генерации;
• ростом затрат на содержание услуг ФСК по сравнению с 2013 годом на 110%;
• ликвидацией механизма «последней мили», за счет чего полезный отпуск электроэнергии снизился на 9,6%;
• выводом на ОРЭМ таких крупных потребителей, как ОАО «РЖД» и ОАО «Дальтрансуголь».
Производство тепловой энергии станциями, работающими в режиме комбинированной выработки, осуществляют ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (филиал «Хабаровская генерация») и МУП «Хорская ТЭЦ».
С учетом применяемого перекрестного субсидирования среднеотпускной тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям ОАО «ДГК», сложился в размере 1141,28 руб./Гкал. Тарифы на тепловую энергию на 2014 год установлены постановлением комитета от 19.12.2013 № 38/6. При этом в первом полугодии 2014 года тарифы установлены на уровне тарифов второго полугодия 2013 года. Во втором полугодии 2014 года рост тарифов составляет 5%.
Рост тарифов на тепловую энергию на 2014 год обусловлен повышением цен на топливо, включением выпадающих доходов в соответствии с приказами ФСТ России.
При формировании стоимостного показателя топлива использовались прогнозные показатели инфляции и системы цен на 2014 год Минэкономразвития России. Прогнозные индексы цен производителей на внутреннем рынке Минэкономразвития России по отраслям промышленности к 2013 году составили: на угли бурые и каменные – 94,8%, на угли каменные энергетические – 99,8%, на нефтепродукты – 103%, на железнодорожные перевозки – 100%. Стоимость газа рассчитана исходя из прогнозного курса доллара США на 2014 год в размере 33,40 руб./долл. и индекса JCC – 101. Тарифы на транспортировку газа приняты в соответствии с нормативными документами.
В соответствии с приказом ФСТ от 13.06.2013 №760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» комитетом произведен расчет стоимости горячей воды, поставляемой потребителям филиалом «Хабаровская теплосетевая компания» ОАО «ДГК» на 2014 год (постановление от 19.12.2013 № 38/4).
Тарифы на горячую воду (компонент на тепловую энергию и компонент на теплоноситель) утверждены в разрезе муниципальных образований края. Рост компонента на тепловую энергию для населения составил 105%, рост компонента на теплоноситель – от 84,9 до 103,4% к уровню второго полугодия 2013 года.
Регулирование тарифов на услуги сетевых организаций
Расчет и утверждение тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год комитетом произведены с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории края.
Баланс электрической энергии составлен по «котловому методу» с учетом передачи энергии по смежным электрическим сетям. Потери электрической энергии в территориальных распределительных сетях приняты на уровне, утвержденном приказом ФСТ России.
Наряду с едиными (котловыми) тарифами на услуги по передаче электрической энергии комитетом установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания».
Специалистами комитета проведена экспертиза представленных расчетных материалов по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и тарифов на покупную электрическую энергию по 42 муниципальным и ведомственным предприятиям.
Установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для 17 организаций.
Регулирование розничных цен на газ для населения
Розничные цены на сжиженный и природный газ для населения и бытовых нужд на 2014 год утверждены постановлениями комитета от 20.12.2013 № 39/42 и от 20.12.2013 № 39/43.
В первом полугодии цены не превышают цен второго полугодия 2013 года, во втором полугодии 2014 года рост розничных цен на сжиженный газ составляет от 0,4 до 0,8%, на природный газ – от минус 1,3 до 3,9%.
Незначительный рост цен объясняется сокращением издержек газоснабжающих организаций.
Регулирование платы за технологическое присоединение к электрическим сетям
Порядок технологического присоединения электроустановок потребителей регламентирован Федеральным законом от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 № 861 «Об утверждении правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии».
Расчет платы за технологическое присоединение производится комитетом в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года № 209-э/1.
Ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и стандартизированные тарифные ставки с инвестиционной составляющей установлены для сетевых организаций: ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» – филиал «Хабаровские электрические сети», ОАО «Хабаровская горэлектросеть», МУП ПЭС г. Комсомольска-на-Амуре.
Для сетевых организаций: филиала «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнерго», ООО «ЖилТЭК», ООО «Квадро», ВМП «Энергосеть», МУП «Коммунальные электрические сети» Комсомольского района, ООО «Вяземские электросети», ООО «Мухенские электрические сети», ООО «Трансэнерго», ООО «Городские электросети», ООО «Электрические сети» (п. Хор), ООО «Бикинские электрические сети – 1», ООО «Распределительные электрические сети» Верхнебуреинского района (п. Чегдомын) установлены ставки платы и стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям без инвестиционной составляющей.
Регулирование платы за технологическое подключение к тепловым сетям
Порядок технологического подключения установок потребителей регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».
Комитетом проведена экспертиза расчетных материалов и установлена плата за технологическое подключение к тепловым сетям по индивидуальному проекту для объекта «Жилая застройка по адресу: г. Хабаровск, Волочаевский городок».
ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Тарифное регулирование в 2013 году комитетом осуществлялось в отношении порядка 200 организаций коммунальной сферы (далее – ОКК).
Было установлено 752 тарифа (увеличение к количеству предыдущего года на 105 тарифов, или 116,2%), в том числе на электрическую энергию – 65 тарифов, на тепловую энергию – 207 тарифов, на горячую воду – 121 тариф, на холодную воду – 206 тарифов, на водоотведение – 121 тариф, на утилизацию (захоронение) ТБО – 32 тарифа.
Экономический эффект от снижения тарифов ОКК составил 4418,5 млн руб., рост к 2012 году 156,5%.
Тепловая энергия
В 2013 году комитетом для теплоснабжающих организаций было установлено 207 тарифов на тепловую энергию. Планируемый объем полезного отпуска для конечных потребителей – 2483,3 тыс. Гкал, или 21,8% от общего объема реализации тепловой энергии по краю.
Средний тариф по краю на 01.07.2014 сложится в размере 1603,58 руб. за Гкал, по коммунальной энергетике – 3111,86 руб. за Гкал, что выше среднего в 1,9 раза. В крае только у 12 ОКК тариф на тепловую энергию ниже предельного, устанавливаемого губернатором.
Электрическая энергия, поставляемая в зонах децентрализованного электроснабжения
В 2013 году для 46 энергоснабжающих организаций было установлено 65 тарифов на электрическую энергию. Планируемый объем полезного отпуска – 132 млн кВт•ч, или 2,1% от общего объема реализации электрической энергии по краю.
Средний тариф по краю с 1 июля 2014 года сложится в размере 3,1789 руб. за кВт•ч, по коммунальной энергетике – 17,14 руб. за кВт•ч, что выше среднего в 5,4 раза.
Услуги водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронения) ТБО
Объем полезного отпуска холодной воды на 2014 год составил 111 273,6 тыс. куб. м, средний тариф по краю с 1 июля 2014 года сложится в размере 23,96 руб. за куб. м, рост к 2013 году 105,5%.
Планируемый объем услуг водоотведения составил 109 775,3 тыс. куб. м, средний тариф по краю с 1 июля 2014 года сложится в размере 17,80 руб. за куб. м, рост 103,9%.
В среднем по краю на услуги водоснабжения и водоотведения рост составит с 1 июля 2014 года 105%.
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются на долгосрочный период регулирования сроком на 3 (три) года. Тарифы установлены на 2014–2016 годы.
Индексы роста размера платы граждан за коммунальные услуги
В 2013 году комитетом по поручению ФСТ России проводились ежемесячные мониторинги изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в формате шаблонов в разрезе муниципальных образований края.
В Хабаровском крае выполнено поручение Правительства РФ по недопущению среднегодового роста тарифов в 2013 году на коммунальные услуги выше 6%. При этом в первом полугодии 2013 года отсутствовал рост платы, а во втором полугодии 2013 года рост платы не превысил 12%.
ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА
Во исполнение распоряжения губернатора Хабаровского края от 23.03.2007 № 131-р «О вопросах информационного взаимодействия с населением» комитет проводил следующую работу.
Обеспечение информационно-разъяснительной работы
Комитет взаимодействует с корреспондентами и редакциями газет «Тихоокеанская звезда», «Приамурские ведомости», «Молодой дальневосточник», «Аргументы и факты». В течение 2013 года проводились выступления руководства комитета на телевидении ДВТРК и «Губерния», на радио «Восток России».
Руководители и специалисты комитета принимали участие в круглых столах, конференциях при рассмотрении вопросов, касающихся компетенции комитета.
Руководством комитета проведены приемы граждан по решению вопросов, связанных с тарифным регулированием, выездные информационные встречи, в том числе в составе членов правительства края.
За 2013 год комитетом проведено 42 заседания правления комитета, на которых принято 1093 постановления.
Решения комитета опубликованы в сборнике «Собрание законодательства Хабаровского края», размещены в справочной правовой системе «Консультант плюс».
Заседания правлений комитета проводятся в открытом режиме. Повестка каждого заседания размещается на сайте правительства края в разделе «Новости».
ПРАВОВАЯ РАБОТА
В течение 2013 года гражданскими служащими отдела правовой работы выполнено следующее.
Специалисты отдела представляли интересы комитета по 29 судебным делам и участвовали в 77 судебных заседаниях. Решения по 21 судебному спору приняты в пользу комитета.
Обеспечено правовое сопровождение рассмотрения 136 административных дел, осуществлялась правовая экспертиза семи проектов федеральных законов, одного проекта постановления Правительства РФ и трех законов Хабаровского края.
Кроме того, осуществлялась правовая экспертиза 55 проектов постановлений и распоряжений губернатора и правительства края.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА 2014 ГОД
В среднесрочной перспективе деятельность комитета направлена на реализацию решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и правительства Хабаровского края.
Целью деятельности комитета является обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в инфраструктурных секторах экономики.
Достижение цели комитета предполагает решение основных задач:
1. Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования тарифов.
Данная задача отражает необходимость обеспечения высокого уровня качества и обоснованности принимаемых решений по установлению цен (тарифов) на товары (услуги) регулируемых предприятий в соответствии с полномочиями, установленными законодательством.
2. Повышение эффективности государственного контроля регулируемых цен и тарифов на товары (услуги).
Данная задача отражает необходимость повышения эффективности государственного контроля по вопросам, связанным с применением цен (тарифов) на товары (услуги).
3. Обеспечение прозрачности и обоснованности реализации государственной тарифной политики.