- ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии - http://dalenergy.ru -

Энергетиками становятся

Posted By tany On 25.10.2016 @ 11:57 дп In Страницы истории | No Comments

В сентябре 2016 года благодаря реконструкции кабельно-воздушной линии «Тында – БАМ-т с отпайкой на подстанцию Сковородино» появилась вторая линия электропередачи, напрямую соединяющая узловые подстанции 220 кВ в Амурской области – «Тында» и «Сковородино». А первую линию электропередачи 220 кВ от Сковородино до поселка Тында возводили в прошлом столетии в период строительства Байкало-Амурской магистрали. Среди энергостроителей были и специалисты треста «Дальэлектросетьстрой». Воспоминаниями о профессиональной деятельности в семидесятые годы с читателями журнала «Дальневосточный энергопотребитель» поделился ветеран труда, заслуженный работник энергетики Валентин Федорович Пасевич, в то время главный механик, а затем управляющий трестом «Дальэлектросетьстрой».

DSC_0009 [1]В середине 70-х на Дальнем Востоке начался своеобразный бум строительства электроэнергетичес-
ких объектов. Для реализации масштабных проектов в 1976 году в Хабаровске был создан трест «Дальэлектросетьстрой», в состав которого вошли четыре мехколонны. Они базировались на Сахалине, в Приморском и Хабаровском краях и в Амурской области. Общая численность персонала – более 1200 человек. Первым управляющим трестом был назначен Валерий Рудольфович Добровольский, а я – главным механиком.
Мне было 27 лет, за плечами – пятилетний опыт работы в Сибирском регионе, в том числе на строительстве линейных энергообъектов. Хотя изначально к энергетике я никакого отношения не имел. Окончил механический факультет Хабаровского политехнического института, по распределению попал в 16-ю мехколонну треста «Красноярск-электросетьстрой». Приехал вместе с
женой – выпускницей того же факультета, с которой, кстати, мы расписались на следующий день после защиты дипломного проекта. Первые полгода работал в Красноярске инженером по технике безопасности. Я не видел себя в этой должности, но на нее меня назначил начальник мехколонны Игорь Константинович Григоренко – бывший «линейщик», человек прямой и четкий. Его решения не обсуждались. Но во время длительного отсутствия руководителя в Красноярске я попросился инженером в ремонтные мастерские мехколонны. Меня перевели. Сам же Григоренко после возвращения действовал более кардинально – направил меня механиком-линейщиком непосредственно на строительство ВЛ 220 кВ «Назарово – Абалаково». Это были первые три месяца в отрыве от семьи. (К этому моменту мы переехали из комнаты в деревянном общежитии в отдельную однокомнатную квартиру в новом доме.)
Теперь я понимаю, что это было судьбоносное решение для моей дальнейшей деятельности. У меня были замечательные наставники. Среди них начальник участка Борис Викторович Лбов. В период его отсутствия на участке я, 22-летний парень, оставался за руководителя. Надо было не только вникать в нюансы на каждом этапе строительства линии, но и находить общий язык с людьми. Первое время Борис Викторович по пунктам на трех листах составлял перечень моих действий, а по возвращении по каждому из них требовал отчет.
Работы были разные, коллектив неоднородный. Лесорубы занимались рубкой деревьев, подготовкой трассы. Особых навыков им не требовалось, всему учились по ходу дела. И набирали их на работу отовсюду, иногда и на вокзалах вербовали. «Фундаменщики-металлисты» в основном уже имели опыт установки опор и фундаментов. Элитой же считались так называемые «проводники», которые занимались монтажом провода. Они и в самом деле были мастерами высотных дел, у них было чему поучиться. Удивительно, но даже в первые недели моего появления на стройке с их стороны я не замечал снисходительного отношения. Более того, ко мне сразу стали обращаться по имени-отчеству. Я втянулся в работу, мне доверяли, и я старался это доверие оправдать.
Уже позже были высоковольтные переходы через Енисей, Ангару, приглашение переехать с семьей в Ачинск, где я в течение двух лет был главным механиком мехколонны № 72, которая возводила ВЛ 220 кВ «Абалаково – Раздолинск», и, наконец, Хабаровск. Вернуться в родной город мы с женой даже не мечтали. А тут предложение от Иркутского треста – главным механиком в 42-ю мехколонну, базировавшуюся в Хабаровске. Это был конец 1975-го. А уже на следующий год эта мехколонна вошла в состав вновь образованного треста «Дальэлектросетьстрой», и меня назначили главным механиком.
DSC_0008 [2]Зима 1976 года в районах строительства Байкало-Амурской магистрали выдалась суровой. У каждой организации имелись дизельные установки, которые обеспечивали светом и теплом жителей бамовских поселков. Но возникли перебои с горючкой, и это могло привести к самым непредвиденным последствиям для населения. В правительстве страны было принято решение о строительстве ВЛ 220 кВ «Магдагачи – Сковородино – Тында». Основные работы на линии были поручены трем трестам, в том числе «Дальэлектросетьстрою». В районе поселка Сковородино мы впервые столкнулись с вечной мерзлотой, которая начиналась буквально на глубине 20–30 см. А для монтажа фундаментов нужно было углубиться более чем на 2 м. Гидравлической техники у нас тогда еще не было, тросовые бульдозеры и экскаваторы не справлялись, объемы строительства не выполнялись. Надо было решать возникшую проблему. В десятке километров от нас шло строительство новой подстанции 220 кВ «Сководино». Каково же было мое удивление, когда я узнал, что начальник участка – Борис Викторович Лбов. Вновь нас свела судьба, и вновь его опыт помог мне в работе. Борис Викторович подсказал обратиться к подрывникам, которые знают, как бороться с вечной мерзлотой, и уже взрывали грунт при строительстве подстанции. Так мы и сделали, а бурильный станок и компрессор взяли в аренду. И вскоре вошли в плановый график строительства ВЛ.
Но на определенном этапе возник вопрос доставки к местам монтажа центрифугированных опор. Их длина достигала 22,5 м. На весь Дальневосточный регион было только 4 опоровоза-длинномера, и на тот момент все они были задействованы. Из техники у нас имелось два прицепа, популярный в то время грузовой вездеход КрАЗ-255, трактор «Кировец» и артиллерийский тягач. Их и решили использовать. Прицепы закрепили, соответственно, к вездеходу и трактору, укладывали на них опоры, а тягач применяли, чтобы протащить эту сцепку по болотистым местам. Все получилось – работы были выполнены в срок.И 20 декабря 1976 года в 23.00 первая линия электропередачи 220 кВ, соединившая Тынду и Сковородино, была поставлена под напряжение.

Записала Ирина Хваткова


Article printed from ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии: http://dalenergy.ru

URL to article: http://dalenergy.ru/2016/10/26974/

URLs in this post:

[1] Image: http://dalenergy.ru/wp-content/uploads/2016/10/DSC_0009.jpg

[2] Image: http://dalenergy.ru/wp-content/uploads/2016/10/DSC_0008.jpg

Copyright © 2011 ДЭП — единственный на Дальнем Востоке журнал для потребителей энергии. All rights reserved.